Interested Article - Варуна
- 2020-09-18
- 1
Вару́на ( др.-инд. वरुणः IAST : váruṇaḥ ) в Ведах — верховный хранитель справедливости и судья, а также бог мировых вод; он имеет тенденцию к совмещению этих функций, но в то же время он в первую очередь Бог-Владыка . Варуна — старший из братьев- Адитьев — наряду с Индрой являлся одним из главных богов ведийского пантеона, только Индру и Варуну называют «вседержителями» .
Имя Варуны во многих случаях встречается вместе с Митрой , который, по мнению Дюмезиля , представляет правовую сторону власти или союз между людьми, в то время как Варуна представляет отношения между человеком и Богом: « Связи человека на земле отданы Митре, потому что Варуна, как известно, обосновался на небе» . Их противопоставление как пары вода-огонь часто встречается в брахманической литературе. Однако, противопоставление Митры и Варуны никогда не было и не могло быть враждой или соперничеством, но лишь «дополнительным распределением» .
Вместе с Митрой они умножают и хранят всемирный закон (Rta) (РВ 1.2, 1.23, 6.51). Они поддерживают землю и небо (РВ, 5.62), способны проливать дождь (РВ, 5.63, 5.62, 7.64)
В Ригведе Варуне посвящены и отдельные гимны (РВ, 5.85, 7.86-89), иногда к нему обращаются вместе с другими богами: в паре с Индрой (1.17, 6.68, 7.85), вместе с Агни и Савитаром (РВ,1.24). Ашвинами (РВ, 8.42) и т. д. [ уточнить ]
В иконографии Варуна изображается держащим в руке аркан , сделанный из змеи. Его вахана (ездовое животное) — Макара .
В послеведийский период Варуна утратил своё ведущее положение в пантеоне, однако его продолжают считать владыкой вод и включают в число Локапал . Большое значение этому «падению» придавал Н. С. Трубецкой , который считал, что « Факт победы Индры над Варуной недостаточно оценивается исследователями истории религии Индии. Между тем этот факт был чреват последствиями и предопределил всё дальнейшее развитие индийской религиозной мысли » .
Имя Варуны происходит от корня vṛ- «накрывать, закрывать» (охватывать, опутывать) и внутренняя форма имени — «защитник» .
Фрагмент из Ригведы, - "Гимн силе богов (IV, 16)" :
" 5. Царь Варуна надзирает за всем,
Что внутри двух миров, и за всем, что вне.
У него сочтены все мгновенья людских очей,
Он учитывает их, как игрок в кости - очки.
6. Эти путы твои, о Варуна, числом семижды семь,
Стоят трояко расслабленные, сверкающие. "
Согласно гипотезе Ж. Дюмезиля , позже отвергнутой исследователями , этимологически тождественен с греческим богом Ураном .
М. Элиаде , рассуждая о трёхчастной структуре арийского общества, сопоставлял Варуну с варной брахманов .
См. также
Примечания
- ↑ Mayrhofer M. Kurzgefaßtes etymologisches Wörterbuch des Altindischen. — Heidelberg: Carl Winter Universitätsverlag, 1956. — Т. III. — С. 151.
- Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения . — М., 1999 г.
- , с. 217.
- Дюмезиль Ж. от 6 января 2014 на Wayback Machine — М., 1986.
- Ригведа, перевод Т. Я. Елизаренковой
- Трубецкой Н. С. Религии Индии и христианство. — М., 2000.
- Manfred Mayrhofer . Etymologisches Wörterbuch des Altindoarischen, vol. 2, s.v. «Váruṇa» (Heidelberg, 1996), 515-6.
- Edgar C. Polomé . «Binder-god» // Encyclopedia of Indo-European Culture (London / Chicago: Fitzroy-Dearborn, 1997), 65.
- Элиаде М. Трёхсоставная индоевропейская идеология // История веры и религиозных идей. — М., 2002.
Литература
- Топоров В. Н. // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — 672 с.
- 2020-09-18
- 1