Interested Article - Жнич
- 2021-03-27
- 1
Жнич (Żnicz; Знич) — по представлениям польской романтической историографии XIX века , в литовской мифологии — священный огонь, а также жрец , поддерживавший вечный огонь .
Слово происходит от древне-литовского лит. žynis и означает ведуна , шептуна, действие которого по-литовски называется жинаути ( лит. žinoti — ведать, знать). О мнимом алтаре Жнича, огне Жнича писали Нарбут , Крашевский , Нарушевич , Афанасьев , Ян Карлович , Антон Мержинский .
Источником утверждений о том, что литвины и жмудины называли священный огонь znicz , явились «Kronika Polska, Litewska, Żmudzka i wszystkiej Rusi…» (« Хроника польская, литовская, жмудская и всея Руси …», 1582 ) польского хрониста Мацея Стрыйковского (ок. 1547 — предположительно 1593 ) и «Kronika Sarmacyey Europskiey» («Хроника европейской Сарматии», 1611 ) Александра Гваньини ( 1538 — 1614 ), использовавшего хронику Стрыйковского. Стрыйковский название жреца zincz (то есть лит. žynis ), упоминаемое в «Historiae polonicae libri XIII ab antiquissimus temporibus» («Истории Польши…») Яна Длугоша ( 1415 — 1480 ), понял как обозначение огня.
Появившееся по ошибке значение znicz закрепилось в польском языке, означая вечный огонь, пламя поминальных свечей, огонь олимпийский и т. п. секуляриозванные варианты священного огня .
Примечания
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
Литература
- Теобальд (В. А. фон Роткирх). Литовско-языческие очерки. Вильна, 1890 )
- Э. Э. Вольтер. Литовский катехизис Даукши 1595 г. 1886
- 2021-03-27
- 1