Кузница на Рыбальском
- 1 year ago
- 0
- 0
«Кузница Вулкана» — картина итальянского художника Луки Джордано из собрания Государственного Эрмитажа .
Картина иллюстрирует античный миф о Вулкане , который в своей пещере при помощи циклопов куёт разящие молнии для Юпитера и оружие и доспехи для других богов . Яркое описание кузницы Вулкана имеется в « Энеиде » Вергилия (VIII, 416—453)
Тут железо куют в огромном гроте циклопы
Бронт , и могучий Стероп , и Пиракмон с голою грудью.
Форму и блеск под руками у них в тот миг обретала
Молнии грозной стрела, какие во множестве мечет
С неба на землю Отец. <…>
Медь ручьями течет, и золото плавится в горнах,
Льется халибский металл, наносящий смертельные раны, —
Щит создается такой, чтобы стрелы и копья латинян
Все он один отразил: в огромный круг семислойный
Семь скрепляют кругов. Нагнетают, мехи раздувая,
Воздух одни, шипящую медь окунают другие
В воду. Пещера гудит от ударов молота гулких,
Мерно один за другим поднимают руки циклопы
И, зажимая в клещах, раскаленное вертят железо.
(VIII, 424—428, 445—453; пер. с лат. С. А. Ошерова .)
Большинство художников, используя сюжет кузницы Вулкана, отталкивались от описания Вергилия; Джордано не исключение.
Картина по своим стилистическим особенностям близка к работам Луки Джордано «Венера, Марс и кузница Вулкана» из собрания Дениса Маона в Лондоне и «Кузница Вулкана» из собрания галереи Палаццо Спинола в Генуе . Оба этих полотна созданы около 1657—1660 года, соответственно эрмитажная картина датируется около 1660 года .
Ранняя история картины неизвестна. В начале XVIII века она принадлежала английскому скульптору и резчику Гринлингу Гиббонсу . После смерти Гиббонса его коллекции и собственные работы были выставлены наследниками на распродажу, «Кузницу Вулкана» в ноябре 1722 года купил первый лорд казначейства сэр Роберт Уолпол . В описании его коллекции, составленном в 1722 году, она значилась как «большая картина, изображающая Вулкана, работы Риберы ». В описи собрания Уолпола 1752 года автором картины назван Джордано. Сначала картина хранилась в собственном доме Уолпола в Лондоне , а с 1736 года в его поместье Хоутон-холле .
В 1779 году наследниками Уолпола собрание картин было продано императрице Екатерине II , и с 1779 года картина находится в Эрмитаже . В 1848 году реставратором Ф. Табунцовым картина была переведена на новый холст. Выставляется в зале 238 (Большой итальянский просвет) здания Нового Эрмитажа .
Уже когда картина находилась в собрании Уолпола, с неё снял копию П. Уолтон; эта копия находилась во дворце Сент-Джеймс в Лондоне, а позже была перемещена в Хэмптон-корт . Её современное местонахождение неизвестно . Существует гравюра с картины, созданная Д. Мёрфи и опубликованная Д. Бойделом в Лондоне в 1788 году, несколько отпечатков этой гравюры находится в Британском музее .