Гиббонс, Стелла
- 1 year ago
- 0
- 0
Гри́нлинг Ги́ббонс ( англ. Grinling Gibbons , 4 апреля 1648 , Роттердам , Нидерланды — 3 августа 1721 , Лондон , Великобритания ) — английский резчик по дереву , скульптор и художник-гравёр . Считается одним из наиболее выдающихся художников декораторов английского барокко , или стиля времени правления короля Георга I (1714—1727) .
Гиббонс родился в 1648 году в Голландии, в Роттердаме , в английской семье, где получил начальное образование. Его отец был мастером-декоратором, а мать — дочерью табачника. По одной из версий отцом художника мог быть англичанин Сэмюэл Гиббонс, работавший под руководством архитектора-палладианца Иниго Джонса . Семья переехала в Детфорд (район на юго-востоке Лондона) примерно в 1667 году, а к 1680 году Гринлинг уже получал заказы от королевского двора и был назначен «королевским резчиком». Он был представлен английскому королю Карлу II . В 1693 году стал главным резчиком Короны, работавшим под начальством архитектора Кристофера Рена . Он выполнял сложные работы для собора Святого Павла , Виндзорского замка и дома графа Эссекса в Кассиобери. Похоронен выдающийся мастер в соборе Святого Павла в Лондоне.
Гиббонс был членом лондонской компании Drapers 'Company; получил известность в качестве лучшего резчика по дереву в Англии. Он выполнял рельефную резьбу стенных панелей для украшения церквей и дворцов, изготавливал мебель и небольшие рельефные таблички с фигуративными сценами. Он также работал с камнем, в основном для церквей. Со временем он стал руководителем большой мастерской, поэтому степень проявления его руки в более поздних произведениях не всегда определима.
В мастерской Гиббонса трудились в основном фламандские мастера, такие как Джон Ност, Энтони Верхуке, Лоренс ван дер Мейлен. Позднее, с 1682 года, Гиббонс работал вместе со скульптором Артусом Квеллином Третьим и с брюссельским скульптором Питером ван Дивуэтом в мраморе и бронзе. Например, в создании мраморной статуи Карла II на Чаринг-Кросс, бронзовой статуи короля Якова II в капелле Уайтхолла, памятника виконту Батисту Ноэлю Камдену в церкви в Экстона. Он также создал несколько статуй во дворе Лондонской фондовой биржи и памятник Исааку Ньютону в Вестминстерском аббатстве . Гораций Уолпол писал о Гиббонсе: «До Гиббонса не было ни одного человека, который придавал дереву свободную и воздушную лёгкость и связывал воедино различные элементы со свободным беспорядком, естественным для каждого вида».
По определению В. Г. Власова
«В своём необычном индивидуальном стиле Гринлинг Гиббонс соединил традиции голландского натурализма и сочного фламандского барокко. Гиббонс прославился изготовлением резных деревянных панелей, мебели, зеркальных рам с пышным декором из натуралистически трактованных цветов, плодов, птиц и охотничьих трофеев. Художественный стиль этого странного „декоративного натурализма“, так хорошо отвечавшего эклектичности классицистически-барочной архитектуры Англии того времени, развивали и далее ученики Гиббонса фламандцы Дж. М. Рисбрак и П. Шимейкерс, английский резчик Т. Янг… Спустя два столетия художники периода модерна рубежа XIX—XX веков снова открыли для себя привлекательность прихотливо изогнутых линий Гиббонса»
.