Гиббс, Джени
- 1 year ago
- 0
- 0
Джеймс Гиббс ( англ. James Gibbs ; 23 декабря 1682, Абердин , Шотландия — 5 августа 1754, Лондон ) — британский архитектор . Его индивидуальный стиль эволюционировал от барокко к классицизму георгианского периода , развивавшимся под влиянием Андреа Палладио .
Джеймс Гиббс родился в Абердине , Шотландия , в небогатой семье торговца. Семья была католической. Гиббс получил образование в гимназии Абердина и Маришальском колледже (Marischal College). После смерти родителей в 1700 году он уехал к родственникам в Голландию . Позднее он совершил путешествие по Европе , посетив Фландрию, Францию, Швейцарию и Германию. Через некоторое время уехал в Рим .
В 1703 году поступил в шотландский колледж в Риме с намерением стать католическим священником. Однако уже в следующем году Гиббс оставил колледж и стал учеником в мастерской ведущего римского архитектора Карло Фонтаны , где и пробыл до 1709 года. Его также обучал Пьетро Франческо Гарроли, профессор перспективы в Академии Святого Луки . Находясь в Риме, Гиббс познакомился с Джоном Персивалем, 1-м графом Эгмонтом, который попытался убедить его переехать в Ирландию. Однако в ноябре 1708 года Гиббс вернулся в Лондон ; его возвращение, вероятно, было связано с неизлечимой болезнью его сводного брата Уильяма, который умер до того, как Джеймс добрался до Британии.
Примерно в это же время Джеймс Гиббс встретил Эдварда Харли, 2-го графа Оксфорда и графа Мортимера, который станет его влиятельным покровителем и другом (позднее Гиббс перестроит дом графа Уимпол-холл), а также Джеймса Бриджеса, 1-го герцога Чандоса (для которого он станет одним из архитекторов, работавших с 1715 по 1719 год). В то время в Англии от аристократических покровителей и заказчиков зависело очень многое . Джеймс Гиббс был в числе архитекторов, ответственных за строительство новых церквей в соответствии с Законом о пятидесяти новых церквях, принятым после « Большого пожара » Лондона 1666 года. В 1713 году он вместе с Николасом Хоксмуром был назначен геодезистом «Комиссии» (проекта) сэра Кристофера Рена по застройке Лондона в соответствии с новыми правилами во избежание дальнейших пожаров. Он занимал эту должность в течение двух лет.
В 1711 году Гиббс был одним из шестидесяти членов-основателей «Академии живописи и рисунка Кнеллера» (Kneller Academy of Painting and Drawing), основанной живописцем Готфридом Кнеллером . Гиббс владел значительной по тем временам библиотекой: более семисот книг, включая трактаты по архитектуре, альбомы и увражи, а также около сотни картин итальянских и голландских художников.
К 1743 году Гиббса, который любил вино и еду, стали называть «тучным» (corpulent). В июне 1749 года Гиббс отправился в курортный город Экс-ла-Шапель для лечения: он долго страдал от болей из-за камней в почках. Вернулся в Лондон в сентябре. Гиббс никогда не был женат. Он умер в своем лондонском доме на углу Уимпол-стрит и Генриетта-стрит 5 августа 1754 года и был похоронен в приходской церкви Сент-Мэрилебон, где была установлена скромная настенная табличка с памятной надписью .
Гиббс был католиком по убеждению и консерватором ( тори ) в душе. Из-за этого он имел несколько отдалённое отношение к палладианскому движению, охватившему английскую архитектуру в его время, хотя и заимствовал элементы палладианской архитектуры. Однако он сумел приобрести ряд влиятельных покровителей благодаря опубликованным проектам, которые стали популярными в качестве образцов для других архитектoров. Об этом влиянии свидетельствует название «обрамления Гиббса» (Gibbs surround) для дверей и окон, которое он, конечно, не изобретал .
Наибольшее влияние на творчество Гиббса оказали постройки сэра Кристофера Рена , который поддерживал Гиббса на ранних этапах его карьеры. После « Большого пожара » Лондона 1666 года по генеральному плану К. Рена следовало строить дома во избежание дальнейших пожаров из красного кирпича на расстоянии друг от друга, с кровлями из сланца. План не был осуществлён полностью, но по проектам Рена в Лондоне построили пятьдесят одну приходскую церковь, из них четыре в неоготическом стиле. Церкви в стиле классицизма имели типовую композицию: один неф и башня со шпилем на западном фасаде . Эта схема, в частности, послужила одним из источников композиции Петропавловского собора в Санкт-Петербурге .
Гиббс формировал свой собственный стиль в русле своеобразного «барочного классицизма», характерного для времени правления королевы Анны (1702—1714), а также под влиянием форм итальянского барокко и построек Иниго Джрнса . Историк архитектуры Джон Саммерсон описывает его работу как воплощение архитектурных идей Рена, которые не были полностью реализованы в его собственных зданиях. Тем не менее, по мнению критика, Гиббс мало повлиял на последующее развитие британской архитектуры, в котором вскоре после его смерти возник неоклассицизм .
В 1714—1717 годах Гиббс выполнил свой первый крупный проект — церковь на улице Стрэнд в Вестминстере, которую он описал как «первое общественное (так в оригинале) здание, в котором я работал после моего прибытия из Италии, расположенное в очень общественном месте, заказчики… не пожалели денег на украшение» .
В 1722—1726 годах Гиббс создал один из самых значительных своих произведений — церковь Сент-Мартин-ин-зе-Филдз («Святого Мартина в полях») на Трафальгарской площади в Лондоне. Первоначальный проект храма, предусматривавший возведение круглого в плане здания, был отвергнут, и архитектор был вынужден возвести церковь базиликального плана («кораблём»). В Сент-Мартин-ин-зе-Филдз прослеживается влияние Кристофера Рена; в то же время у Гиббса, в отличие от Рена, колокольня не вырастает непосредственно из западного фасада, а сдвинута в глубину по средней оси здания. Несмотря на то, что это нововведение подверглось резкой критике со стороны современников, церковь Сент-Мартин-ин-зе-Филдс стала образцом для многочисленных англиканских церквей как в самой Англии, так и в североамериканских колониях.
В 1736—1749 годах Гиббс реализовал свой наиболее значительный и необычный проект — монументальную (оригинальное название: The Radcliffe Camera) для размещения Научной библиотеки Джона Рэдклиффа, медика и библиофила, оставившего после своей смерти в 1714 году 40 000 фунтов стерлингов на содержание библиотеки Оксфордского университета . Необычное для английской архитектуры монументальное здание в форме ротонды оформлено сдвоенными колоннами коринфского ордера , поднятыми на высокий цокольный этаж, подчёркнутым рустом , и увенчано большим «римским куполом». Круглое здание библиотеки было впервые спланировано Н. Хоксмуром примерно в 1715 году, но в то время ничего не было сделано. Около 1736 года Хоксмур и Гиббс представили новые проекты, при этом предпочтение отдавалось прямоугольному плану типа базилики. Однако Гиббс в процессе разработки проекта отказался от этого плана в пользу ротондальной постройки, который опирался на схему Хоксмура 1715 года, что было очень смело. Считается, что в завершённом виде это здание отражает итальянские влияния, в частности знаменитую церковь Санта-Мария-делла-Салюте в Венеции Бальдассаре Лонгены (1631—1681) — редкий и для Венеции образец центрического здания .
Гиббс является автором одного из трёх «Палладиевых мостов» (созданных в Англии по проекту А. Палладио) в парке Стоу (Южная Англия) в 1738 году .
Теоретические работы Гиббса были весьма востребованы его современниками, причём его учебное пособие по архитектуре с успехом использовалось ещё в XIX веке. Гиббс опубликовал первое издание «Книги об архитектуре» (A Book of Architecture), содержащее проекты зданий и деталей оформления, в 1728 году с посвящением одному из своих покровителей Кэмпбелл, Джон, 2-й герцог Аргайл Джону Кэмпбеллу, 2-му герцогу Аргайллу. Это был фолиант, содержащий архитектурные проекты, а также 150 листов гравюр, содержащих 380 различных рисунков. Джеймс Гиббс был первым британским архитектором, опубликовавшим книгу собственных проектов. Книга включает многочисленные проекты церквей, загородных домов, садовых, обелисков и мемориальных колонн, церковных памятников, а также кованые изделия, камины, оконные и дверные наличники, картуши и декоративные урны. На первой странице имеется объяснение, указывающее, что фолиант был задуман в качестве сборника образцов как для архитекторов, так и для заказчиков, в тех случаях, где отсутствует иная квалифицированная помощь.
Другие опубликованные работы Гиббса включают «Правила рисования некоторых частей архитектуры» (The Rules for Drawing the Several Parts of Architecture1732), в которых объяснялось, как рисовать классические ордеры и связанные с ними детали.
В 1752 году Гиббс опубликовал двухтомный перевод латинского текста книги «De Rebus Emanuelis» португальского епископа XVI века Жерома Осорио да Фонсека (английское название: «История португальцев во время правления Эмануэля». Это книга по истории с описаниями войн, путешествий из Африки в Китай (включая описания религиозных верований этих стран), а также первоначальной колонизации Бразилии.