Interested Article - Огуз-Наме
- 2021-02-22
- 2
«Огу́з-Наме́» ( «Книга Огуза» ) — эпические памятники о легендарной родословной тюрков - огузов и их мифическом прародителе Огуз-кагане (Огуз-хане).
Сохранились рукописи отдельных произведений, написанных в средние века . Помимо этого сохранились фрагменты в средневековых исторических сочинениях, в частности работе Фазлуллаха Рашид ад-Дина « Джами ат-Таварих » («Сборник летописей»), а также карлукско-уйгурская версия XIII — XIV вв. Рукопись XV века этой версии хранится в Париже . В XVII веке мусульманскую версию эпоса под названием « Родословная туркмен » создал хивинский хан Абулгази .
Кроме того, каждое из 12 сказаний другого тюркского эпического памятника « Китаби деде Коркуд » также названо словом «Огуз-Наме» .
В 1309 году историк тюркского происхождения Абубекр ибн Абдуллах ибн Айбек-ад-Давадари написал в Египте на арабском небольшую хронику («Жемчуг из истории восславленных»), где писал о некой переведённой из тюркского на персидский язык книге, принадлежащей в VI веке визирю сасанидского правителя Ануширавана , Бузург-Мехрую. Эта книга, которая называлась «Дастан Улухан Ата Битикчи», в VIII веке , во время правления Харун-ар-Рашида была переведена на арабский. Абубекр, используя эту рукопись, рассказывал о тюркских дастанах, Огуз-хане и вошедшим позднее в эпос « Китаби Деде Коркуд » Тепегёзе . Произведение было известно также как «Огузнаме», оригинал которого не дошёл до наших дней. Рассказы о Тепегёзе из этого произведения отличаются от «Огузнаме», написанного на уйгурском и хранящегося в Париже .
В 2007 году по мотивам эпоса азербайджанским композитором Джаванширом Гулиевым был создан одноимённый балет « » .
«Огуз-наме» Рашид ад-Дина
Среди письменных источников, которые достаточно полно отображают раннюю историю тюрков, «Джами ат-таварих» Фазлаллаха Рашид ад-Дина занимает очень важное место, так как является фундаментальным и классическим историческим трудом. В нем впервые об истории тюрков-огузов рассказывается в контексте мировой истории, что является показателем того, что в XIII-XIV вв. на Среднем Востоке придавалось исключительное значеним огузам, как предкам тюрков-мусульман. Огузы, которые начиная примерно с XI в. именуются туркменами , являются предками западных тюркских народов, живущих в настоящее время в Туркменистане , Азербайджане , Иране , Турции и Ираке . Одним из фрагментов «Джами ат-таварих» является «История Огуза и его потомков, а также упоминание о султанах и владыках тюрок», которое в современной исторической науке называют в сокращённом виде — «Огуз-наме».
Список 24-х внуков Огуз-хана, от которых ведут свое происхождение одноимённые древние племен огузов (туркмен), согласно «Огуз-наме» :
Племена бозок
Дети Кюн-хана, старшего сына Огуз-хана:
- Кайи , т. е. могущественный
- Байат , т. е. богатый, полный благодати.
- Алкаравли , т. е. в каком бы месте он ни был, всегда удачливый и достигающий благоденствия.
- Кара-Ивли , т. е. по чернотропу прекрасно ездил.
Дети второго сына Ай-хана:
- Йазыр , т. е. люди многих стран будут на твоей стороне.
- Догер (Дока) , т. е. ради общения.
- Додурга , т. е. завоеватель страны и устанавливающий порядок.
- Япарлы (настоящее имя Ягма ), т. е. великий.
Дети третьего сына, Юлдуз-хана:
- Авшар , т. е. проворный в деле и страстный охотник.
- Кызык , т. е. сильный, знаток законов и битв.
- Бегдили , т. е. всегда дорог, как слово старших.
- Каркын , т. е. имеющий много пищи и утоляющий голод народа.
Племена учок
Сыновья четвертого сына, Гёк-хана:
- Байандур , т. е. всегда живущий в полном довольствии.
- Беджене , т. е. проявляющий ревностное старание.
- Чавулдур , т. е. помогающий всякому в его деле, борющийся, беспокойный.
- Чепни , т. е. везде, где есть враг, немедленно вступающий в сраженье.
Сыновья пятого сына, Так-хана:
- Салур , т. е. куда бы ни пришел, везде сражаешься мечом и палицей.
- Эймур , т. е. имеет много воинов и богатый.
- Алаюнтлу , т. е. всегда имеющий много прекрасных животных (коней).
- Урегюр , т. е. его дела всегда на высоте.
Сыновья шестого сына, Тенгиз-хана:
- Йигдыр , т. е. прекрасный и великий.
- Бюгдюз , т. е. по отношению к другим кроткий и услужливый.
- Йива , т. е. его названия (степени) всегда прекрасны и высоки.
- Кынык , т. е. уважаемый везде, где бы не находился.
Примечания
-
↑
Kemal H. Karpat, University of Wisconsin (Madison).
A Language in Search of a Nation. Turkish in the Nation-state // The Emergence of National Languages / Edited by Aldo Scaglione. — Longo Editore, 1984. —
С. 186
.
F. E. Summer, A. E. Uysal, and W. S. Waler, trans., The Book of Dede Korkut, A Turkish Epic (Austin and London, 1972); see also extensive commentaries in the Turkish versions published by Muharrem Ergin, Dede Korkut Kitahi (Istanbul, 1955-69). There are also other versions published in Baku, Azerbaijan (USSR). This work should not be confused with several other epics known as the Oguzname (The Book of the Oguz) .
- ↑ Огуз-Наме // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Фархад Зейналов, Самет Ализаде. Введение // = Китаби Дəдə Горгуд. — Баку: Язычы, 1988. — ISBN 5560002518 . (азерб.)
- . Дата обращения: 30 ноября 2013. 3 декабря 2013 года.
- Р.М.Шукюрова. . Баку: Элм (1987). Дата обращения: 22 сентября 2019. 7 октября 2019 года.
- Фазлаллах Рашид ад-Дин. . Баку: Элм (Институт Востоковедния АН Азербайджанской ССР) (1987). Дата обращения: 7 ноября 2021. 7 ноября 2021 года.
Литература и тексты
- Riza Nour, Oghouz-namé, épopée turque, (… notes, trad. française, texte en turc de Turquie, fac-si-milé), Alexandrie, 1928.
- Кононов А. Н., Родословная туркмен, М.—Л., 1958 (лит., с. 181—90)
- Щербак А. М., Огуз-наме, Мухаббат-наме, М., 1959
- Перевод с персидского , предисловие, комментарии, примечания и указатели Р. М. Шукюровой. / редактор академик 3. М. Буниятов . — Б. : Элм, 1987. — 231 с. от 9 декабря 2012 на Wayback Machine
- 2021-02-22
- 2