Interested Article - Субстанция
- 2020-12-06
- 2
Субста́нция ( лат. substantia — сущность ; то, что лежит в основе) — то, что существует автономно, само по себе, в отличие от акциденций , существующих в другом и через другое .
«Субстанция» — философская категория рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм её проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу как возможность определять саму себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Монизм подразумевает наличие всего одной субстанции, дуализм — двух, духа и материи ; взгляды, согласно которым субстанций много, называются плюрализмом .
Проблемы определения
Основная проблема чёткого определения, что такое субстанция, заключается в том, что если, например, рассматривать не просто мироздание , бытие и небытие , а вообще всё, то возникает вопрос о том, какой же неизменный основной принцип ( атрибут ) лежит в основе субстанции, из которой состоит вообще всё (то есть материя , мысли , чувства , пространство , душа и так далее). Причём очевиден тот факт, что всё очень разнородно и разнообразно, но для определения этой всеобщей субстанции нужно выявить сходство между всеми разнообразными элементами этой «всеобщей субстанции» (которая составляет вообще всё, без исключения). Один из подходов в философии заключается в том, что всеобщая субстанция иерархически не подчинена единому универсальному атрибуту, но подчинена одновременно нескольким иерархически независимым друг от друга атрибутам ( первопричинам ).
История понятия
Латинское слово substantia — это перевод греческого слова сущность ( др.-греч. οὐσία, ὑπόστᾰσις ), также в латыни для обозначения сущности использовалось слово essentia. В античной философии субстанция трактуется как субстрат , первооснова всех вещей (например, «вода» Фалеса , «огонь» Гераклита ). В латинской патристике субстанция Бога противопоставлялась наличному бытию конкретных сущностей- ипостасей .
Фома Аквинский в Сумме теологии (Ч1, в.29) определяет субстанцию ( substantia ) как «чтойность вещи» ( quidditas rei ). Отличие эссенции ( essentia ) от субстанции он подчёркивал через единичность последней по аналогии с греческим термином ипостась ( hypostasis ). В сотворённых вещах субстанцией именуется конкретное единство «материи и формы» ( materia et forma ) . В средние века вопрос о субстанции решается прежде всего в споре о субстанциональных формах ( номинализм , реализм ).
В Новое время понятие субстанции трактуется и распространяется достаточно широко. Первая точка зрения связана с онтологическим пониманием субстанции как предельного основания бытия ( Фрэнсис Бэкон , Бенедикт Спиноза , Готфрид Вильгельм Лейбниц ). Центральной категорией метафизики субстанция становится в философии Бенедикта Спинозы, где она отождествляется как с Богом, так и с Природой и определяется в качестве причины самой себя ( лат. causa sui ). Основными качествами ( атрибутами ) субстанции у Бенедикта Спинозы являются мышление и протяжение . По аналогии с философией Бенедикта Спинозы сквозь призму субстанции рассматриваются концепции Рене Декарта и Готфрида Вильгельма Лейбница. У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта , а у второго — аналогичные атомам простые сущности , которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления ( фр. appetition ) и множественности. Благодаря Лейбницу субстанция начинает ассоциироваться с материей .
Вторая точка зрения на субстанцию — гносеологическое осмысление этого понятия, его возможности и необходимости для научного знания ( Джон Локк , Дэвид Юм ). Иммануил Кант полагал, что закон, согласно которому при любой смене явлений субстанция сохраняется и количество её в природе остаётся неизменным, может быть отнесён к «аналогиям опыта». Георг Вильгельм Фридрих Гегель определял субстанцию как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей, как «существенную ступень в процессе развития воли». Для Артура Шопенгауэра субстанция — материя, для Дэвида Юма — фикция, сосуществование свойств. Марксистская философия трактовала субстанцию как « материю » и одновременно как субъект всех изменений.
В эпоху романтизма и интереса к живым национальным языкам слово субстанция либо изгоняется из языка философии, либо сливается с понятием сущности.
См. также
Примечания
- от 25 июля 2016 на Wayback Machine — статья из Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии Российской академии наук .
- Дата обращения: 17 февраля 2019. 18 февраля 2019 года.
Литература
- Кононов Е. А. . — М. , 2023. — 507 с.
- Леванюк А. Н. Субстанция // Грицанов А. А. Всемирная энциклопедия: Философия. — М. : АСТ, 2001. — ISBN 5-17-007278-3 .
- Тарнас, Ричард. . — М. : Крон-Пресс, 1995. — ISBN 5-232-00228-7 .
- Hoffman J., Rosenkranz G. Substance: Its Nature and Existence. — London, 1997. — 230 с.
- Wiggins D. Sameness and Substance. — Oxford, 1980. — 238 с.
Ссылки
- — статья в Новой философской энциклопедии
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2020-12-06
- 2