Interested Article - Конец света (фильм, 1962)

«Конец света» советский антирелигиозный комедийный фильм 1962 года режиссёра Бориса Бунеева .

Сюжет

В деревню Опенки приезжает молодой священник отец Михаил. Восстановив полуразрушенную церковь, батюшка начинает службу . Одновременно в деревне появляется старичок Филин, называющий себя «святой жизни человек», и поселившись у потерявшей на войне сына Матрёны, начинает вовлекать деревенских старушек в свою « веру ». Неопытный батюшка не выдерживает конкуренции с матёрым шарлатаном в борьбе за умы деревенских старушек, и уезжает, иронично про себя говоря: «Молодой специалист дезертировал с трудового фронта». Местные власти, повесив на церкви табличку: «Памятник архитектуры. Охраняется государством», закрывают церковь и бодро рапортуют в район о крупной победе научного атеизма .

Однако, радуется закрытию церкви и Филин, и в самый разгар летней страды он объявляет наступление « конца света » уводя старушек на Лысую гору. Этим мероприятием заинтересовывается районная милиция и — участковый застаёт «святого старца» — но не со своей « паствой », сидящей на Лысой горе голодной в ожидании апокалипсиса , а — на колхозном огороде с ворованными огурцами, и признаёт в нём старого знакомого — раскулаченного поджигателя колхозной конюшни.

В ролях

Съёмки

Место съёмок — село Пречистое Ярославской области, со всех ракурсов и изнутри показана церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Критика

Фильм снят в период хрущёвской антирелигиозной кампании , но, как отмечается современными исследователями, — фильм, как и другие антирелигиозные фильмы того периода, был направлен не столько против церкви, сколько на борьбу с сектантством .

Журналом « Искусство кино » в 1962 году отмечалось, что легкомысленность картины лишь кажущаяся, её комедийный характер идёт от глубоко народного свойства — к негативным явлениям жизни подходить с чувством юмора, исходящем из внутренней убежденности в противоестественности зла, в данном случае сектантства:

Но значение данного фильма в том, что это не просто отклик на разоблачение сектантства. Содержание картины шире, многозначнее. Тема колес истории и вредных маленьких колесиков — это тема глубоко общественная, звучащая сегодня остро и публицистично. Всем ходом своей мысли авторы доказывают нам, что маленькие колесики вертятся в обратную сторону только тогда, когда мы позволяем им вертеться, когда допускаем это из-за своей невнимательности, из-за своего формального отношения к делу, к жизни, к душе человеческой.

журнал « Искусство кино », 1963 год

Современная критика также выделяет фильм среди снятых в тот период антирелигиозных картин:

Поп- хипстер на « Веспе » любит выпить коньячку и оттянуться со своей сексуальной попадьей под западную музыку. Неудивительно, что он быстро теряет паству и приход, когда появляется уверенный в себе пожилой сектант, объявляющий скорый конец света. Атеистам будет непросто справиться с массовыми галлюцинациями, возглавляемыми главной бабушкой советского кино . При всей своей комедийной сущности фильме достоверно отражает сектантский мистический ужас в ожидании последних времен.

интернет-издание « Weekend OpenSpace », 2015 год

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 16 ноября 2019. 12 августа 2020 года.
  2. Александр Федоров — от 4 марта 2020 на Wayback Machine // Psyfactor, 2013
  3. Михаил Климкин - от 30 ноября 2019 на Wayback Machine // Интернет-издание «ВОС», 4 июля 2015

Источники

  • Карклиня А. — Это было в действительности. О худож. фильме «Конец света». // Газета « Циня », 22 мая 1963, на латыш. языке.
  • Конец света // Советские художественные фильмы: 1958—1963 / . — М.: Искусство , 1968
Источник —

Same as Конец света (фильм, 1962)