Interested Article - Паук (фильм, 1992)

« Паук » ( латыш. Zirneklis ) — эротический фильм ужасов 1992 года режиссёра Василия Масса , по одноимённому рассказу Владимира Кайякса .

Сюжет

Современность. Священник заказывает художнику Альберту изображение Девы Марии. Для картины художник приглашает позировать Виту, юную девушку стоящую на пороге взрослой жизни. Мастерская художника с самого начала ужасает её — адские картины художника, оживают перед Витой, обнаженно чувственный, деформированный мир полотен пугает её, и в то же время пробуждает ее неосознанную сексуальность. После сеансов позирования ей начинает сниться странные мистические сны, приоткрывая окно в потусторонний мир, полный зла и порока, где ужасающий паук желает овладеть ей. Её жизнь переворачивается, отныне населенная галлюцинациями, неосознанные сексуальные влечения вызывают чувство страха и беспомощности. Мрак поглощает и засасывает. Психиатр рекомендует отправить девушку в деревню, но паук преследует Виту и там.

В ролях

О фильме

Литературная основа

Фильм снят по мотивам одноимённого рассказа Владимира Кайякса , писатель сам выступил сценаристом фильма. Рассказ написан в 1987 году, был включён в сборник писателя «Visu rožu roze» вышедший в Риге в издательстве «Лиесма», через два года в переводе на русский язык опубликован в журнале « Даугава » (№ 2, 1989) , и в том же 1989 году вошёл в изданный в Москве издательством « Советский писатель » сборник рассказов писателя .

Съёмки

Место съёмок — Рига и остров Сааремаа , в титрах авторы фильма благодарят жителей острова, личный состав Курессаарского пограничного отряда, работников Рижского зоосада.

Постановщик трюков — Сергей Головкин .

Права на фильм

Фильм считается совместной советско-латвийской работой: начатый ещё при СССР, а выпущенный уже в независимой Латвии. Указанная в титрах кинокомпания «Декрим-Рига» — это одна из шести кинокомпаний, созданных в 1991 году на базе Рижской киностудии . Отснятая плёнка фильма была обработана в 1992 году на студии « Ленфильм ». После развала СССР фильм снимался на деньги, поступавшие из России — права на фильм отошли Фонду развития кинематографии, созданному в 1992 году на базе Государственного Фонда развития кинематографии Госкино СССР . Фильм был участником ряда фестивалей, где проходил как российский, в частности, на Международном кинофестивале в Сорренто (Италия) был включен в секцию русского кино.

Критика

Фильм был отмечен специальным упоминанием за сценарий на кинофестивале « Кристап-94 » (Рига).

В истории кино считается, что фильм «Паук» — первый и единственный эротический фильм ужасов в латвийском кинематографе .

При этом как фильм ужасов современной фильму критикой не рассматривался:

Однако всерьез испугаться огромного бутафорского паука (сделанного, впрочем, весьма искусно) могут только несмышленые дети. А отважная Вита, вдохновленная отдыхом на природе и чистой любовью, сама героически сражается с чудовищем. И важно даже не как, а где! Главная баталия происходит в маленькой лесной бане, где с похотливым паучищем случился настоящий припадок безумной страсти. Его—то как раз понять можно — нагая златокудрая натурщица среди мыльной пены и пара выглядела особенно эффектно и обольстительно. В сущности, ею более всего и любуются в фильме режиссер и оператор (Г . Скулте), настолько увлекаясь прекрасным созданием, что совсем забывают пугать публику.

журнал « Столица », 1993

Спустя время отзывы о фильме содержат положительные оценки:

Липкая паутина сексуального морока, видения и сны, лучше чем у Лучо Фульчи , и схватка в бане с гигантским монстром, сделанным не хуже, чем у Дэвида Кроненберга . Потрясающее и незаслуженно забытое кино.

Дмитрий Карпюк - // RussoRosso:Russian Horror Blog, 20 января 2017

В эпоху Холодной войны правительственная цензура, несомненно, помешала многим очень амбициозным и талантливым режиссерам в советском блоке реализовать свои мечты, но правда в том, что она также вдохновила многих на творчество в некоторых очень специфических направлениях. «Паук» Василия Массы — прекрасный пример смелого и очень оригинального фильма, который существует только потому, что он по существу пытался перехитрить людей, которые собирались определить его судьбу. Неудивительно, что он имеет несколько идентичностей, хотя стилистически он помещается где-то между « Цвет граната » Сергея Параджанова и « Одержимая )» Анджея Зулавского.

, Reviewed by Dr. Svet Atanasov, October 7, 2017

Этот латышский снятый на русском языке фильм был снят в постперестроечные годы бывшего Советского Союза, когда барьеры были сняты и впервые был исследован ранее неприемлемый материал. Это один из очень немногих фильмов ужасов, вышедших из того периода и все еще стоящих сегодня как смелая и уникальная постановка, наполненная сложными и удивительными визуальными последовательностями.

// DVDBeaver, September 12th, 2017

«Паук» не слишком силён в сюжете, но он тем не менее увлекателен для него. Красиво снятый и по-настоящему странный фильм, снятый с сильным актерским составом и выдержанными волнующими визуальными эффектами, это скорее художественная картина, чем жанровый фильм, хотя здесь достаточно секса и ужасов, чтобы удовлетворить обе публики.

// Rock! Shock! Pop!, 09.13.2017

Примечания

  1. Паук: Рассказ / Пер. с латыш. В. Багирова. //Даугава, 1989, № 2.-С.49-58.
  2. Паук / Пер. с латыш. — авторский // Город, которого нет. — М.: Сов. писатель, 1989. — 384 с.
  3. от 25 июля 2020 на Wayback Machine // Latvijas Valsts kinofotofonodokumentu arhīvs

Источники

  • Красота — это страшная сила! // Журнал « Столица », 1993
  • Паук // Домашняя синематека: отечественное кино 1918—1996 / Сергей Землянухин, Мирослава Сегида. — М.: «Дубль-Д», 1996. — 520 с. — стр. 319

Ссылки

  • Александр Поздеев — // HorrorZone.ru, 25 мая 2017
  • // Obskura, 31.10.2012
  • // Obskura, 23.08.2014
Источник —

Same as Паук (фильм, 1992)