Interested Article - Аромке

Аро́мке ( чук. Аромкэ ; 1897 , с. , Анадырское окружное управление 1943 / 1945 , Уэлен , Чукотский национальный округ ) — чукотский художник - косторез , гравёр , один из основателей и первых мастеров Уэленской косторезной мастерской , основатель династии резчиков и гравёров по кости ( Вера Эмкуль Лидия Теютина , Виктор Теютин).

Биография

Аромке родился в 1897 году в селе Анадырского окружного управления . Занимался оленеводством , морским зверобойным промыслом. После сильного переохлаждения на охоте тяжело заболел. Лишившись возможности выходить на охоту из-за болезни, занялся резьбой по кости . Вначале работал дома, в яранге , на самодельном токарном станке при свете жирника вытачивал костяные бусы , пудреницы , вырезал из моржового клыка скульптуры животных .

Когда в 1931 году возникла Уэленская косторезная мастерская , Аромке стал одним из её первых мастеров . От дома до мастерской он добирался, опираясь на палки .

В 1937 году работы Аромке экспонировались на выставке «Народное творчество» в Третьяковской галерее .

Художник работал в Уэленской мастерской до конца жизни. Умер в Уэлене в 1940-х годах .

Творчество

Внешние изображения
Аромке. . 1942. Чукотка, п. Уэлен. Моржовая кость, графит цветных карандашей, резьба, гравировка.
Государственный музей Востока

Основные произведения художника представляют собой выполненные из моржового клыка одиночные скульптуры животных Чукотки оленей , медведей , тюленей , моржей , и декоративно-прикладные изделия — портсигары , мундштуки, броши , бусы, шахматы .

Указывая, что работ Аромке сохранилось очень мало, исследователь искусства Чукотки Т. Б. Митлянская отмечает, что мастер «любил технику рельефной резьбы ». Из созданных им работ известны спичечница с рельефом, изображающим медведя и нерпу ( Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства ), выполненная по эскизу Вуквола рельефная композиция на моржовом клыке с изображением свадьбы в чукотском кочевье ( Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова ) .

В постоянной экспозиции Государственного музея Востока находится скульптурная композиция Аромке «Охота на моржей на лежбище» (1942), представляющая двух моржей и двух зверобоев. Группа установлена на подставке с сюжетной гравировкой, выполненной в технике рельефной резьбы и изображающей людей, нерпу, убитых зверей, растянутую моржовую шкуру .

В числе художественных особенностей работы искусствоведы отмечают статичность и величественность созданных мастером образов:

Герои скульптурной композиции Аромке — вооружённые копьями зверобои, моржи, выставившие навстречу охотникам клыки… достаточно статичны. <…> Однако эта статичность обусловлена не неумением художника передать движение, а стремлением создать обобщённый, вневременной образ Севера, в котором люди и звери неотделимы друг от друга .

Аромке одним из первых резчиков обратился к созданию многофигурных композиций, как элемент новизны искусствоведы отмечают также «включение в скульптурное произведение фигуративных графических изображений» .

Наследие

Работы Аромке находятся в Государственном музее Востока , Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства ( Москва ), музейном центре «Наследие Чукотки» ( Анадырь ), Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике и др.

Династия

Аромке стал основоположником чукотской династии косторезов и гравёров . Он мечтал о сыне, которому можно передать искусство морского промысла и резьбы, но в 1919 году родилась дочь, получившая имя Эмкуль ( чук. Эмкул — «пустое», «не нагруженное надеждой»). Восемь родившихся позднее мальчиков умерли в раннем возрасте .

Косторезное искусство Аромке передал дочери Эмкуль , которая стала первой чукчанкой, освоившей профессию гравёра, заслуженным художником РСФСР , лауреатом Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина . От неё искусство перешло к внукам резчика, членам Союза художников — гравёру, заслуженному художнику Российской Федерации Лидии Теютиной (1945—2012), резчику (род. 1940), гравёру Татьяне Теютиной (род. 1950), от них — к правнучке художника Татьяне Теютиной (род. 1968) .

Комментарии

  1. В разных источниках фигурируют разные даты смерти: в монографии Т. Б. Митлянской — 1943 ( , с. 195); в других источниках — 1945 год ( , с. 58; , с. 79) .
  2. Первыми мастерами, стоявшими у истоков Уэленской косторезной мастерской и заложившими основы её традиций, стали Хальмо , Аромке, Айе и Вуквутагин , позднее пришли Туккай и Вуквол .

Примечания

  1. . Народные художественные промыслы Чукотки (2012). — Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа. Дата обращения: 21 июня 2016. Архивировано из 30 мая 2016 года.
  2. , с. 50.
  3. , с. 79.
  4. , с. 195.
  5. . Государственный музей Востока . Дата обращения: 12 июля 2016. Архивировано из 14 сентября 2016 года.
  6. , с. 51; , с. 244—245.
  7. , с. 244—245.
  8. , с. 52.
  9. , с. 58.
  10. . Государственный музей искусства народов Востока . Дата обращения: 12 июля 2016. 25 ноября 2018 года.
  11. , с. 52, 195.
  12. . Народы Чукотки (17 декабря 2014). — Официальный сайт Чукотской региональной общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». Дата обращения: 11 июля 2016. 20 апреля 2017 года.
  13. Эрвайс В. Г. // Женщины Чукотки / Владимир Эрвайс. — Магадан : Магаданское книжное изд-во, 1983. — С. 164. — 216 с. — 10 000 экз.
  14. , с. 84.
  15. , с. 19.

Литература

  • Митлянская Т. Б. Взгляд охотника, чуткость художника: Чукотско-эскимосское искусство художественной обработки кости // Радуга на снегу: Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера : сборник. — М. : Мол. гвардия, 1972.
  • Митлянская Т. Б. Художники Чукотки / Т. Б. Митлянская. — М. : Изобр. искусство, 1976. — 208 с. — 16 000 экз.
  • Митлянская Т. Б. Вера Эмкуль // Новая жизнь древних легенд Чукотки : О творчестве Веры Эмкуль, Галины Тынатваль, Елены Янку, Василия Емрыкаина, Маи Гемауге / Т. Б. Митлянская, И. Л. Карахан. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1987. — 196 с.
  • История и культура чукчей: Историко-этнографические очерки / под общ. ред. А. И. Крушанова. — Л. : Наука, 1987. — 288 с. — ISBN 0313221987 .
  • Бронштейн М. М., Карахан И. Л., Широков Ю. А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки = [Bone carving in Uelen. The folk art of of Chukchi Peninsula] / [на рус. и англ. яз. ; М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков ; Департамент культуры, молодежи, спорта и информац. политики Чукот. авт. округа, Гос. музей искусства народов Востока]. — М. : Святигор, 2002. — 99 с. — 5000 экз. ISBN 5-93189-004-1 .
  • Бронштейн М. М., Широков Ю. А. Чукотская и эскимосская резная кость: Художественные изделия I—XX веков из коллекций музея Востока. — М. : Гос. музей Востока, 2008. — 144 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-903417-04-9 .
Источник —

Same as Аромке