Гертнер, Иоган Вильгельм
- 1 year ago
- 0
- 0
Иоганн Филипп Эдуард Гертнер (также Гартнер , нем. Johann Philipp Eduard Gärtner ; 2 июля 1801 , Берлин — 22 февраля 1877 , Флекен Цехлин , провинция Бранденбург ) — берлинский художник периода бидермайера . Ценится за точные и в то же время живописные городские виды второй четверти XIX века, незадолго до наступления эпохи фотографии и развития изменившего городской ландшафт капитализма . Запечатлел прежде виды Берлина , а во время своих путешествий в Россию в 1837 и 1838 годах виды Петербурга и Москвы .
Эдуард Гертнер родился в
1801 году
в
Берлине
. В
1806 году
он переезжает с матерью, вышивальщицей по золоту, в
Кассель
. Там он в десятилетнем возрасте получает первый урок рисования. В
1813 году
они оба переезжают обратно в
Берлин
. Через год Гертнер начинает шестилетнее обучение на
. Сам художник впоследствии был недоволен методами обучения на мануфактуре.
Кроме поверхностных знаний о перспективе , все что я делал на мануфактуре было скорее препятствием, чем пользой для меня, так как я там занимался исключительно вырисовыванием кругов, окаймовок и огранок.
Во время обучения Гертнер посещал класс рисования в Академии художеств . После обучения на мануфактуре Гертнер стал художником по фарфору . В 1821 году он поступил на должность художника по декорациям в ателье художника королевских дворцовых театров Карла Вильгельма Гропиуса , у которого он проработал до 1825 года . За работой над сценическими декорациями, отчасти по эскизам Карла Фридриха Шинкеля , он продолжил своё обучение архитектурной живописи, которая стала его основным жанром. В эти годы он уже участвовал на выставках в Академии художеств (в них он постоянно участвовал до 1872 года ), получил первые заказы и смог продать первую картину королю Фридриху Вильгельму III . Улучшение финансового положения дало ему возможность уехать на три года в Париж . Это было не последнее его путешествие, но самое важное для его развития, как художника. Возможно, он многому научился от английских акварелистов, как например Джона Констебла , которые открыли для себя в это время все ещё средневековые городские виды Парижа . Картины Гертнера стали более отточенными, он научился пользоваться светом и воздушной перспективой. Тогда же он окончательно решил, что его основной темой станут городские пейзажи .
После возвращения из
Парижа
Гертнер в
1828 году
поселился в
Берлине
и начал работать как свободный художник. Он женился в 1829 году. Со своей женой Генриеттой у него было 12 детей, один из семи сыновей
умер
вскоре после рождения. В последующую
декаду
им были созданы многочисленные виды
королевской резиденции
, которая как раз в это время преображалась под влиянием архитектуры
Шинкеля
. Одновременно он для
королевских заказчиков
писал виды дворцовых резиденций
Бельвю
,
Шарлоттенбург
, Глинике и
Потсдам
. Картины хорошо продавались. Король, например, купил несколько видов
городского дворца
. Художник быстро приобрел общественное признание. В 1833 году Гертнера принимают в действительные члены
Академии художеств
, как перспективного живописца.
Через год он начал свою самую известную работу, панораму
Берлина
из шести частей. Незадолго до этого
Шинкель
закончил постройку церкви в
Фридрихсвердере
. Её плоская крыша стала излюбленным местом для прогулок горожан — с крыши можно было обозреть все самые интересные строения города. Здесь Гертнер делал свою панораму, которую вскоре также выкупил король. Вторую версию панорамы Гертнер передал российской императрице
Александре Федоровне
, жене
Николая I
и дочери
Фридриха Вильгельма III
во время одной из своих поездок в
Петербург
и
Москву
в
1838
—
1839 годах
. Во время этих путешествий он написал несколько видов обоих городов
.
В
1840
умер
Фридрих Вильгельм III
, долго поощрявший Гертнера и купивший у него 21 картин. Его сын
Фридрих Вильгельм IV
резко поменял политический и культурный климат в стране. Его вкусу отвечали
древнегреческое
и
итальянское искусство
. Кроме того ему нравилась
немецкая национальная романтика
, ориентированная на
средневековье
. Он также купил некоторые картины Гертнера, но скоро стало ясно, что художник потерял своего важнейшего клиента. Вскоре он попал в сложную финансовую ситуацию.
В поиске новых поприщ Гертнер познакомился с активистами пока ещё нового движения — защиты архитектурного наследия. Как предусловие для защиты и реставрации разрушающихся прусских
памятников архитектуры
была запланирована каталогизация этих строений. Для этого во время долгих поездок по деревням и городам
провинции Пруссия
художник изготовил ряд
акварелей
. Одновременно в это время были написаны картины, которые также содержали архитектурные мотивы, однако главным образом описывали ландшафты и природу
страны
. Эти картины предназначались для продажи в
Берлине
— в слаборазвитой сельской местности не было достаточно богатой клиентуры. Исключение составлял город
Трон на Висле
. Во время поездок туда он познакомился с богатыми горожанами, которые потом стали его долголетними заказчиками. Не все его картины имели успех, многие остались не проданы.
С наступлением второй половины XIX века и развитием конкуренции со стороны фотографии, Гертнер стал постепенно терять популярность. В 1870 году он с женой покинул ставший беспокойным Берлин и поселился в селе Флекен-Цехлин (сейчас это район Райнсберга ). Там он умер 22 февраля 1877 года . Его жена подала прошение в Академию художеств на годовую пенсию в размере 150 марок , но получила отказ.
Эдуард Гертнер на некоторое время исчез из истории искусства. Только во время «Немецкой выставки века» 1906 года его работы были снова показаны. По значимости его стали сравнивать с итальянцем Каналетто . Небольшие выставки проходили в 1968 и 1977 годах , большой показ его произведений был приурочен к 200-летию со дня рождения в 2001 году и проходил во Дворце Ефраима в Берлине .
Эдуард Гертнер работал с точностью архитектора. Как техническое вспомогательное средство для подготовки холста он скорее всего использовал камеру обскуру . Это можно довольно смело утверждать, хотя сам художник этого в своих дневниках не упоминал. Однако там постоянно повторяются выражения, как «рисовальная машина» и «аппарат», которые указывают на это оборудование. Кроме того, существуют множество рисунков зданий, выполненные на кальке . В коллекции Гертнера находятся множество ранних фотографий с видами Берлина. Он скорее всего интересовался развитием новой техники, но не использовал фотографии для своей работы.
Панорама Берлина считается самым большим достижением Гертнера. В ней он использовал очень распространённый в XIX веке способ развлечения и поучения публики. Панорамы высотой до 14 метров и окружностью до 120 метров примерно с 1790 года показывали в больших городах Европы ландшафты, исторические события и виды городов. Кроме того существовали небольшие панорамы, на которые смотрели через увеличительные линзы . Гертнер выбрал свою форму панорамы. Он, по видимому, с самого начала надеялся, что король купит произведение и сделал панораму в форме нескольких картин, которые легко можно будет повесить в помещении. 360° панорамы он разделил на два триптиха , два крыла которых были расположены под углом в 45° к средней части. Таким образом создавалась убедительная перспектива . Гертнер сделал точное описание городского ландшафта Берлина и одновременно показал на картине несколько живых жанровых сцен. Свет дневного летнего солнца определяет тёплый цвет картины, косое падение подчеркивает пластичность сооружений. Видны мужчины, женщины и дети в различных повседневных ситуациях, кроме того картину населяют множество животных. Местоположение художника включено в композицию и образовывает передний план. Этим принципом часто пользуются создатели панорам, чтобы подчеркнуть пространственную глубину. Тут Гертнер рисует себя, свою жену и двоих своих детей. На картине видны знаменитые современники: Шинкель , , Александр фон Гумбольдт . Фридрих Вильгельм III «оказал особо милостиво своё удовольствие» первыми тремя картинами — готовая панорама была в 1836 году установлена во дворце Шарлоттенбург . Панорама сделала художника знаменитым и принесла ему в последующем большое количество новых заказов.
Вскоре после смерти Фридриха Вильгельма III в 1840 году меняется стиль живописи Гертнера. Он подвергается влиянию нового духа времени и личному вкусу нового короля . Общее развитие переходит от классицистической ясности к скорее романтичному взгляду на природу и историю, к идеализации. На картинах Гертнера возникают ландшафты с драматическими видами облаков, в которых архитектуре оставляется только подчинённо-декоративная роль. Гертнер овладевает романтическим репертуаром: отвесные скалы, большие деревья (предпочтение отдается исконно немецкому дубу ), руины на любой вкус, цыгане. Художественное качество этих картин тоже довольно высоко, но они получили гораздо меньше признания, чем городские виды прошлых лет. Таким образом Эдуард Гертнер остаётся в памяти прежде всего как архитектурный живописец, который наблюдал и запечатлел город Берлин в один из важнейших отрезков его истории .