Хасбулатов, Асланбек Имранович
- 1 year ago
- 0
- 0
Асланбек Бунухоевич Базоркин ( ингуш. Байсара БӀунхой Алсбик ; 3 мая 1852 — 1890) — первый ингушский литератор, писатель, просветитель, этнограф, известен своей публикацией «Горское паломничество», где описывал древние ингушские обряды и обычаи. Считается преемником Ч. Э. Ахриева .
Родился 3 мая 1852 года в семье Б. Ф. Базоркина . 15 мая 1871 года окончил полный курс Ставропольской классической мужской гимназии . В сентябре того же года поступил на первый курс физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета . Однако, 10 октября 1872 года по неизвестной причине бросил учебу вместе с другом и перевёлся в лицей князя Безбородко . Умер в 1890 году .
В июне 1873 г. Базоркин побывал в горной Ингушетии , где вместе с паломниками взошёл на святую гору Мят-лоам ( Столовая ) и застал моления ингушей в период летнего солнцестояния. Вернувшись, он написал произведение «Горское паломничество» (опубликовано в « Сборнике сведений о кавказских горцах » в 1875 году ). По композиции оно несколько напоминает « Путешествие из Петербурга в Москву » А. Н. Радищева . Произведение было путевым рассказом о местности, горцах, молении и пр., с добавленными в него тремя небольшими рассказами .
Благодаря путевым наблюдениям и «подслушанным» Базоркином рассказам-миниатюрам, он смог разностороннее описать тяжёлое положение горца-ингуша XIX века. Все три миниатюры записаны с уст разных людей, что позволяет автору внешне оставаться сторонним слушателем. Автор не вмешивается в рассказы попутчиков, не резонёрствует, а как бы созерцает и фиксирует. Тем не менее, за каждым словом рассказчиков стоит автор. Стилевой манерой рассказа, эмоциональной окраской фактов он создаёт такой подтекст, который заставляет читателя размышлять над прочитанным. Это позволило Базоркину придать рассказу документальную правдивость, лаконичность и перед лицом цензуры эзоповским языком высказать свои взгляды на тяжёлое положение своего народа. Незаурядные способности автора в бытописательстве, создании портретов, пейзажных зарисовок очевидны. Видна острая наблюдательность, способность к типизации образов. В оценках действительности, народного сознания, быта и обычаев Базоркин стоял на демократических позициях .
... Асланбек Базоркин и другие в исторических, этнографических, лингвистических исследованиях, художественных очерках проанализировали многообразную жизнь своих народов, показали богатство их духовного мира, стали решать острые социальные проблемы национальной жизни.