Interested Article - Вильямиль де Рада, Эметерио
- 2021-04-26
- 1
Эметерио Вильямиль де Рада (3 мая 1804 или 1800, — 1880 или 1876, Рио-де-Жанейро ) — боливийский мыслитель и политический деятель. Разработал концепцию происхождения первого человека из Анд , которую пытался обосновать данными из биологии, лингвистики и мифологии и которая оказала влияние на боливийский национализм.
Биография
Эметерио был сыном Ильдефонсо Вильямиля, почитателя идей французских энциклопедистов . В 1826 году Ла-Пас посетил британский путешественник (известный биографам Вильямиля как «лорд Беринг»), изучавший местную этнографию и филологию. Он стал наставником юноши и предложил ему отправиться в Европу .
В Европе Вильямиль Рада провёл 10 лет, изучил 12 языков (включая латинский, древнегреческий и санскрит ) и, вернувшись в Боливию в 1836 году, привёз с собой множество книг по истории и филологии .
Дальнейшая жизнь Вильямиля Рады включила в себя множество авантюр и неудачных попыток составить состояние. Он приобрёл медный рудник в Корокоро, затем, в правление президента Бальивиана , ему пришлось покинуть Боливию и отправиться в Перу, где он занялся хинным промыслом, но неудачно. В 1845 году он поехал в Калифорнию искать золото , затем оказался в Мексике , несколько лет прожил в бедности в Австралии .
Вернувшись в Боливию в 1856 году, он был избран депутатом и в 1857 году даже председателем палаты депутатов, но после захвата власти президентом Линаресом эмигрировал. В 1861 году вернулся на родину, участвовал в комиссии по определению границы с Бразилией .
Последние годы жизни провёл в Рио-де-Жанейро , где покончил с собой, бросившись в океан. Незадолго до этого, 20 марта 1875 года, все его рукописи погибли при пожаре президентского дворца в Ла-Пасе .
Творчество
Четырёхтомный труд Вильямиля «Система американской первобытности» существовал только в рукописи и оказался утрачен при пожаре. Против воли автора журналистом Н. Акостой были опубликованы лишь выдержки из неё под названием «Язык Адама и человек из Тиуанако» .
В своем сочинении Вильямиль Рада доказывал, что первые люди на земле, Адам и Ева , жили в Андах , а Эдем находился в его родной .
Он утверждал, что Америка — самая древняя часть мира, что доказывается уникальностью её геологии, флоры и фауны. Акт творения первых людей Богом произошёл в Андах, а из Америки человечество распространилось по Земле через Берингов пролив и Тихий океан .
Сравнивая мифы и легенды , греков , египтян и индийцев , он повсюду находил следы аймара . Обнаружив сходство структуры и лексики различных языков мира, он утверждал, что аймара был протоязыком, на котором говорили Адам и Ева и от которого произошли все остальные .
Вера Кутейщикова характеризует Вильямиля де Раду как поэта, визионера, пророка, мифотворца и авантюриста от науки, не рассматривая всерьёз его претензии на научность, однако отмечает, что современные лингвисты рассматривают аймара как «самый структурализуемый» язык в мире .
Отрицая европоцентризм и окружив свою родину религиозным почитанием, труд Вильямиля Рады в XX веке вдохновлял боливийский национализм и индеанизм и представления об исключительности боливийцев .
Примечания
- Кутейщикова приводит написание «де Рада», Щелчков — без «де»; кроме того, у Щелчкова опечатка «Эмеретио»
- в справочнике Мамани указаны даты жизни 1800—1876, у Щелчкова — 1804—1880
- ↑ , с. 357.
- , p. 201.
- ↑ , с. 357—358.
- ↑ , с. 358.
- ↑ , с. 385.
- , с. 359.
Литература
Публикации:
- Juicio de la revolución de Linares (1858).
- De la primitividad americana (1876).
- Villamil de Rada E. La lengua de Adán y el hombre de Tiaguanco (1888). La Paz, 1939.
Исследования:
- Otero A. G. Figuras de la cultura boliviana. La Paz, 1992.
- Guzman A. Biografias de la literature boliviana. I. 29-32. Cochabamba, 1982.
- Mamani E. B. Enciclopedia gesta de autores de la literature boliviana. — La Paz, 2005. — С. 201-202.
- Кутейщикова В. Н. Литература Боливии // История литератур Латинской Америки. От Войны за независимость до завершения национальной государственной консолидации (1810-1870-е годы). — М. : Наука, 1988. — С. 384-385 .
- Щелчков А. А. Боливийская общественная и историческая мысль в XIX веке // История Латинской Америки в мировой исторической и общественной мысли XVI-XIX веков. — М. : Наука, 2010. — С. 357-359 .
- 2021-04-26
- 1