Interested Article - Карта Ригаса

Картуш в левом нижнем углу 4-го листа карты Ригаса

Карта Ригаса ( греч. Χάρτα του Ρήγα ) — географическая карта Греции. Охватывает юго-восточную Европу ( Балканский полуостров ). Карта, как свидетельствует о том текст в картуше , составлена крупным представителем новогреческого Просвещения , литератором и переводчиком Ригасом Велестинлисом (1757—1798), гравирована Францем Мюллером ( Franz Müller , подписан как Франсуа Миллер, греч. Φρανσουά Μήλλερ ) и издана в 1797 году в Вене. Свидетельствует о разносторонней одарённости Ригаса. Представляет собой комплект из 12 листов , к которым приложена панорама и карта Константинополя . Размер карты 2×2 м, масштаб примерно 1:600 000. Сами карты считались для своего времени лучшими . Карта существенна для понимания греческой художественной культуры конца XVIII века . Карта официально объявлена памятником греческого культурного наследия .

Карта Ригаса

Ригас представил карту как иллюстрацию к чрезвычайно популярной тогда в Европе книге Жан-Жака Бартелеми (1788), в которой описывается общественная жизнь древних греков .

Листы карты сопровождаются обильнейшим изобразительным материалом. В числе изобразительных дополнений — картуш с многочисленными рисунками, мифологические сцены, виды Древней Греции, виды местностей и панорамы городов, их планы и планы отдельных построек, данные врезками. Свободные поля сплошь заполнены рисунками античных монет . В стиле изобразительного материала сочетается манера народного примитива (главным образом в части изображения современной Ригасу Греции) и манера развитого европейского классицизма (античные и мифологические сюжеты) .

Фрагмент 12-го листа карты Ригаса с панорамой античных Дельф на фоне Парнаса

Топографический материал — более или менее вольный, выполненный без соблюдения строгой дисциплины. Населенные пункты на карте отмечаются условными знаками, а рельеф местности передаётся с помощью пространственного рисунка. В карту вкраплены небольшие пейзажные сценки с горами и лесами . Таким порядком зачастую выполнялись карты в XVII—XVIII веках. Но характерно, что картографическая манера и стиль пейзажей, а также городов — одинаковы. Это стиль примитива, проникнутого пафосом наивно поэтического познания. Карта и панорама Константинополя, включённые в лист, присоединённый к комплекту карт Ригаса, выполнены в манере, прочно связанной с традицией народного творчества Греции. Вид Константинополя на карте исполнен точно так же, как изображали этот город народные мастера в росписях архондико (богатых домов в городах Северной Греции в середине XVIII века) .

Античные сцены и образы, включённые в карту, чётко отличаются от её основного стиля по содержанию и форме. Часть их имеет познавательно-археологический характер (нумизматические изображения, планы ряда построек) и тем сближается по своему смыслу с основным стилем карты. Другая часть относится к образным представлениям. По всем признакам стиля эти изображения принадлежат европейскому классицизму. В этом духе выполнен картуш с экспликацией карты, украшенный аллегорической фигурой, изображениями мифологических сцен, античных памятников, а также сцен и видов Древней Греции, выполненных на уровне знаний того времени, в достаточной мере фантастичных. В той же манере развитого классицизма исполнен вид Парнаса, на фоне которого помещена панорама античных Дельф , соответствующим образом дополненная фантазией автора рисунка. В картуш включено изображение многоэтажного городского раннеклассицистического европейского дворца, это даёт основание утверждать, что источником этих мотивов является венский классицизм .

Три года спустя, в 1800 году, также в Вене, ещё один выдающийся представитель новогреческого Просвещения, Антимос Газис (1758—1828), приходской священник , опубликовал размером 1×1 м на 4 листах в масштабе примерно 1:1 200 000, которая соответствует той же географической области, что и карта Ригаса. Ранее считалось, что карта Газиса является «новым изданием» карты Ригаса, но современные исследования показали, что это самостоятельное произведение, хотя и под сильным влиянием карты Ригаса . Несмотря на свое историческое картографическое значение карты Ригаза и Газиса известны лишь немногим специалистам, в основном в Греции, и практически неизвестны за рубежом. Карты чрезвычайно редкие и дорогие .

Появление сразу двух карт не было случайным совпадением. Их появление вызвано потребностью проиллюстрировать новые политические идеи, набиравшие популярность среди греков под властью турецких завоевателей .

Экземпляр карты хранится в Российском государственном военно-историческом архиве (ф. 434 , д. 76) .

Примечания

  1. Развитие литературы в эпоху формирования наций в странах Центральной и Юго-Восточной Европы : Романтизм. Сб. ст. / АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики, Науч. совет по комплекс. пробл. славяноведения и балканистики; отв. ред. Б.Ф. Стахеев. — М. : Наука, 1983. — С. 116. — 256 с.
  2. , с. 38.
  3. И. А. Богданова и др. Культура народов Центральной и Юго-Восточной Европы в эпоху Просвещения / отв. ред. В. И. Злыднев ; АН СССР, Ин-т славяноведения и балканистики. — Москва: Наука, 1988. — С. 295. — 300 с. — ISBN 5-02-009940-6 .
  4. Полевой, Вадим Михайлович . Искусство Греции: Новое время. — Москва: Искусство, 1975. — С. 124-125. — 445 с.
  5. Pazarli, Maria & Tsorlini, Angeliki & Livieratos, Evangelos. “Vienna, late 18 century…”: Birth and importance of two monuments of Greek cartographic heritage, the Rigas Velestinlis’ Charta and the Anthimos Gazis’ Pinax, from a digital point of view (англ.) // e-Perimetron. — 2011. — Vol. 6 , no. 1 . — P. 14-28 . — ISSN .
  6. / Марков А. В. // Пустырник — Румчерод [Электронный ресурс]. — 2015. — С. 477. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1 .
  7. , с. 40.

Литература

  • О. Е. Петрунина. // Славяне и Россия: проблемы государственности на Балканах (конец XVIII–ХХI вв.). Колл. монография / Отв. ред. С.И. Данченко. — М. : Институт славяноведения РАН, 2020. — С. 38. — 526 с. — ISBN 978-5-7576-0445-9 . — doi : .
Источник —

Same as Карта Ригаса