Греческая федерация футбола
- 1 year ago
- 0
- 0
Греческая рота Ригас Фереос ( греч. Ελληνικός λόχος Ρήγας Φεραίος ) — воинское формирование в составе Интербригад в Гражданской войне в Испании .
С самого начала гражданской войны в Испании, в мае 1937 года, находящаяся в подполье компартия Греции обратилась с воззванием о солидарности к республиканской Испании и о недопущении снабжения Франко греческими боеприпасами и через греческие порты . В короткий промежуток 17 дней между переворотом Франко 18 июля 1936 года и установлением в Греции диктатуры генерала Метаксаса 4 августа 1936 года, 2000 человек изъявили желание отправиться в Испанию. Одновременно, когда экипаж парохода «Кимон», с боеприпасами для республиканской Испании, бросил свой корабль в порту Суда, остров Крит местная организация КПГ сумела подобрать экипаж греческих моряков добровольцев и доставить боеприпасы по назначению. В знак признания республиканская Испания наградила местную организацию КПГ орденом . Диктатура генерала Метаксаса официально придерживалась нейтралитета, но свои симпатии к Франко не скрывала . В результате этого возможности отправится в Испанию из Греции были ограничены. Небольшим группам коммунистов это всё же удалось, включая группу 8 бежавших из тюрьмы на острове Эгина , во главе с будущим комиссаром греческой роты Сакарелосом , бывшим до своего заключения представителем КПГ в Коминтерне . Как следствие греческие добровольцы в Испании принадлежали в основном к 3 группам: морякам греческого торгового флота — грекам, проживающим в эмиграции — грекам острова Кипр , находившимся под британским контролем
Основной задачей Профсоюза моряков Греции, с центром в Марселе, во главе с Камбуроглу, расстрелянного позже немцами во Франции, стало бесперебойное снабжение республиканцев. Из-за угрозы подводных лодок грузы чаще доставлялись в порты Алжира , откуда далее доставлялись на каиках в Испанию. На последнем плече большинство греческих моряков были вооружены . Многие моряки вступали добровольцами в республиканскую армию сразу по прибытии в Испанию. Другие, такие как офицеры Папазоглу и Гомер Серафимидис, вступали в республиканский военно-морской флот . Значительным вкладом греческих моряков был отказ работать на судах перевозящих грузы для Франко, в отличие от судов перевозящих грузы из СССР, несмотря на то что последние находились постоянно под угрозой итальянских подлодок и немецкой и итальянской авиации .
Греческие добровольцы-эмигранты прибывали в Испанию из Франции (в основном осевшие здесь после 1922 года беженцы из Малой Азии и Константинополя ), из СССР (студенты партийных школ и нашедшие здесь убежище бежавшие из греческих тюрем), из Канады, Британии, США, Бельгии и из греческой общины Египта. Добровольцы из США принадлежали в основном греческим организациям Нью-Йорка «Спартак» и «Всекипрская».
Кипр представлял отдельный случай. Британские власти на Кипре запретили сбор средств в пользу республиканской Испании, но деньги всё же высылались в несколько этапов, начиная с 1937 года. При этом 60 киприотам, среди них и будущему генсеку кипрских коммунистов Эзекиасу Папаиоанну , удалось добраться до Испании. Это число делает Кипр страной пославшей самое большое число добровольцев, среди 53 стран мира откуда прибыли добровольцы, в соотношении к своему населению .
Греческие добровольцы были в основном членами компартии. Присутствовала также группа археомарксистов , самым известным из которых был Димитрис Гиотопулос (псевдоним Вите), который сражался в рядах ПОУМ . После разгрома ПОУМ Гиотопулос был арестован и депортирован во Францию .
Общее число греческих добровольцев по разным источникам колеблется от 350 до 400 человек. Историк Карпозилос из университета Крита, на страницах издания « Ризоспастис » (Радикал), официального органа компартии Греции, пишет о 500 греческих добровольцах, из которых 70 пали на полях сражений . Цифра 500 добровольцев встречается и в других изданиях , но всё же цифра 350—400 греческих добровольцев самая распространённая в историографии.
Многие не имели военного опыта, но среди них были и офицеры греческой армии. Среди добровольцев упоминаются несколько женщин .
Первая группа греческих добровольцев прибыла морем через Францию в Валенсию октябре 1936 года. Прибыв в Албатета — базу интербригад — греческие добровольцы, под командованием Панайотиса Айвадзиса, были включены в балканскую роту, вместе с другими добровольцами — в основном югославами — которая была введена в состав «батальона Домбровского» (костяк будущей XIII интербригада имени Ярослава Домбровского ) «Батальон Домбровского», вместе с 2 другими батальонами образовал XI интербригаду . Другая группа греческих добровольцев вошла в состав балканской роты «Батальона Тельмана» XII интербригады, в то время как группа 60греков киприотов, прибывших через Лондон , была включена в английскую роту. В Мадриде и других операциях встречались отдельные греки в составе батальонов Парижской коммуны , « Эдгар Андре» и др. На тот момент не было времени собрать греков в отдельное соединение. В начале 1937 года стали прибывать новые греческие добровольцы, в основном моряки
Первые добровольцы из числа греческих эмигрантов в США, около 100 человек, в числе которых был и вступили 12 января 1937 года в батальон Авраам Линкольн ( XV интербригада имени Авраама Линкольна ) . 24 февраля «Линкольн» в контратаке при Харама понёс тяжёлые потери. Среди погибших упоминаются имена 5 греков. Справа от «Линкольна» сражался балканский Димитровский батальон , в который входила греческая рота Ригас Фереос. В своём большинстве рота состояла из греческих моряков .
К 1937 году из вновь прибывших и уже воевавших греческих добровольцев была сформирована греческая рота, которая была включена в Балканский Димитровский батальон . При этом часть греческих добровольцев осталась в составе батальона «Авраам Линкольн» и других соединениях. Первым командиром роты стал , член руководства партии греческой столицы. Комиссаром стал Кирьякос Стефопулос, получившие псевдоним . Первоначально рота получила имя заключённого диктатурой Метаксаса генсека компартии Греции Никоса Захариадиса . Впоследствии рота получила имя греческого революционера Ригаса Фереоса и была включена в состав 15-й интербригады, в которой уже находились отдельные взводы из греческих эмигрантов. В феврале 1937 года 15-я бригада понесла тяжёлые потери при Харама. Из 600 добровольцев британского батальона, в котором сражались киприоты, в строю остались только 225. Из 800 человек балканского Димитровского батальона, куда была включена греческая рота Фереоса, в строю осталось 215 человек. Из 550 человек американского батальона в котором сражались до сотни греческих эмигрантов в строю осталось 415 человек . Но наибольшие потери греческая рота понесла в сражениях при Бельчите и Брунете летом 1937 года. Как пишут некоторые из добровольцев, предпоследний командир батальона болгарин Христов, хотя и коммунист, был подвержен духу греко-болгарского антагонизма начала века и явно не питал дружественных чувств к грекам. Впоследствии Христова обвинили в том, что он расположил греческую роту на абсолютно лысом холме без укрытий, что имело катастрофические последствия . В последовавшем наступлении франкистов при Бельсите 26 августа 1937 греческая рота была окружена. В критический момент боя командир роты , схватив пулемёт уже убитого пулемётчика остановил наступающих франкистов, но получив множество ранений скончался у пулемёта. За пулемёт встал комиссар косивший наступающих, пока франкисты не запрыгнули в окоп и не прикончили его штыками . На Христова была возложена ответственность за исход боя, он был отозван в Москву и командование батальоном принял чех Йозеф Павел . Командование греческой ротой Фереос принял Анагностис Делияннис , он же Яннис Сиганос .
К концу 1937 года XV бригада была разделена на две части. В составе XV бригады остались англоязычные добровольцы. В её составе осталась также вторая греческая «рота» уменьшенного состава (70 добровольцев) из киприотов и эмигрантов . Из XV бригады были выведены Джаковичевский батальон , Дмитровский батальон и чешский батальон Масарика. На базе этих батальонов была сформирована 129-я бригада Центральной Европы. В последующие месяцы XV бригада приняла участие в сражениях за Теруэль . Первым в Теруэль вступил танк греческого добровольца Минаса Томаидиса, родом из Понта . В марте 1938 года при оставлении Бельсита и Каспе греческая «рота» XV бригады понесла тяжёлые потери- 20 человек из примерно 70 . 1 апреля остаткам греческой «роты» было приказано оборонять высоты севернее города Кантеса. Через 2 дня «рота» получила приказ отойти, но была уже в окружении и была вынуждена выходить из окружения с боем, вместе с одной из американских рот. Американская рота была разгромлена, потеряв большинство состава пленными. Греческая «рота» потеряла при прорыве ещё 20 человек убитыми и 3 пленными .
129-я бригада бригада с Димитровским батальоном и ротой Фереоса осталась в центральной Испании и дала в сентябре 1938 года бои при Леванте. После принятия решения о выводе интербригад из Испании, бригада была переброшена морем в Каталонию . XV бригада дала свой последний бой в июле 1938 года на реке Эбро . Греческая «рота» XV бригады понесла опять тяжёлые потери, включая своего последнего командира, моряка Никоса Куркулиотиса . После исхода из Испании судьба многих греческих добровольцев была печальной. За исключением эмигрантов, большинству некуда было возвращаться и они оказались во французских лагерях. Впоследствии некоторые из них приняли участие во французском Сопротивлении .