Родился в посёлке
Боровской
(ныне — Казахстан). Вырос и учился
Екатеринбурге
, школьником посещал занятия в детском театре имени Л. К. Диковского. После окончания школы № 163 Верх-Исетского района в 17 лет поступил в
Екатеринбургский государственный театральный институт
, который окончил в 2012 году по специальности «Артист драматического театра и кино» (мастерская
Н. В. Коляды
). С 2008 года работал актёром труппы
Коляда-театра
. C 2015 года начал ставить и как режиссёр, поступив на режиссуру в Московский институт современного искусства (ИСИ), но вскоре учёбу оставил, предпочтя
«обучение не на лекциях, а в процессе работы, в полевых условиях»
. Участвовал в первой Лаборатории молодых режиссёров в
Туймазах
(Башкортостан), по результатам которой был приглашён на постановку «Колбаса. Фрагменты» В. Шергина
. В 2016 году поставил серию театральных квестов в
Центре современной драматургии
в Екатеринбурге. Дерзость начинающего режиссёра, не боящегося экспериментировать с творческими процессами на самых разных мероприятиях, привела худрука ЦСД Н. Коляду к мысли о переменах в руководстве
:
…Бутаков до этого делал много всего разного. Я посмотрел и решил: надо, чтобы люди занимались тем, что им нравится, а не из-под палки.
Н. В. Коляда
, художественный руководитель ЦСД, 9 января 2017
С февраля 2017 года по настоящее время — главный режиссёр Центра современной драматургии
, позже стал и его директором
. С его подачи ЦСД участвует в музыкальных концертах, перформансах, выставках контемпорари-арт, читках актуальной поэзии
. Переехав в 2018 году из под крыши Коляда-театра в арендуемое лофт-пространство в промзоне, влияние худрука на коллектив ослабло, заметно изменилась и зрительская аудитория, — новый статус театра Бутаков именовал «неколядовской формой существования»
. Он организовал большие гастроли ЦСД в Краснодар и Ростов-на-Дону
, Москву
, Тюмень
, а со спектаклем «Зулейха открывает глаза» объехал Пермь
, Челябинск
, Курган
, Омск
, дважды побывал в Москве (в том числе в Театральном зале
Дома музыки
)
. Выступил инициатором мультижанрового фестиваля «ФишФабрик», впервые состоявшегося в июле 2019 года
, объединившего театр, музыку, поэзию, кино, дизайн (в июле 2020-го фестиваль полностью прошёл онлайн)
. По признанию коллег Бутаков —
«хороший менеджер, чутко чувствующий запрос аудитории»
. В 2019 году он представлял ЦСД на Форуме молодых деятелей культуры и искусств «Таврида» в
Крыму
, где в рамках смены «Год театра»
выступил на тренд-сессии «Театры, ради которых стоит уехать из Москвы». Тогда же стал победителем конкурса
Союза театральных деятелей РФ
для независимых театральных коллективов — выиграл грант на постановку «Петровы в гриппе и вокруг него»
, в том же году вступил в СТД РФ
.
В 2020 году получил приглашение директора
Нового молодёжного театра
в Нижнем Тагиле Н. В. Мозжаковой стать заместителем директора по творческим вопросам, а вскоре актёром и режиссёром
:
У Антона есть опыт создания театра. Да, это частный театр, без государственной поддержки, но Антону интересно создавать, созидать. Таких людей немного.<…> Мы знакомы с Антоном давно, лет девять, он очень заражён театром, в хорошем смысле. Для него театр — это не просто работа, это образ жизни.
Н. В. Мозжакова, директор
Нового молодёжного театра
, 7 августа 2020
Как недавно занявший пост главного режиссёра Нижнетагильского театра, в 2021 году стал одним из победителей проекта Союза театральных деятелей РФ «Театр на прокачку»
.
А. Бутаков и его спектакли — участники многих театральных фестивалей
, в том числе международных
. Участвует в культурных акциях Екатеринбурга
, был членом жюри фестиваля «Студенческая весна-2021» в Челябинске
. Вместе с фестивалем «
Любимовка
» выступил копродюсером российско-американского онлайн-фестиваля
Flash Acts
, для которого подготовил два камерных Zoom-спектакля по пьесам Алексея Синяева и Эдуардо Мачады
. Оставаясь в руководстве ЦСД в непростой для театров сезон ограничений, связанных с
пандемией
, и имея обязательства по аренде занимаемого помещения, в июле 2021 года обратился к губернатору Свердловской области
Е. В. Куйвашеву
с просьбой о передаче в безвозмездное пользование учреждению какого-либо пустующего здания
.
Театральные работы
Режиссёр
Центр современной драматургии, Екатеринбург
За последний год в российском театре всё очень изменилось, и эти искусственно созданные изменения не могут приносить пользу. Если кратко, то андеграунд ушёл из театра — его ушли. Это было бы неплохо, если бы всё происходило естественным путем, но, увы, «нетеатр» в театре уже мало кто делает.
2019
«Поэты.21» / «Город поэтов» по поэзии XXI века, среди авторов —
Алексей Никонов
, Никита Иванов, Умка, Александр Вавилов,
Владимир Богомяков
,
Янис Грантс
,
Наум Блик
(спектакль-акция совместно с Дмитрием Касимовым, Ильёй Калиным, Ильёй Маныловым, Дмитрием Зиминым, Александром Ваховым и Александром Фроловым)
2019
«Петровы в гриппе и вокруг него», инсценировка Т. Савиной по роману
А. Сальникова
2020 — «Лучшее актёрское трио» (с Григорием Ильиным и Константином Итуниным) на X межрегиональном фестивале «Ирбитские подмостки» за спектакль «Горница»
2020 — победитель в чемпионате творческих специальностей ArtMasters с 9-минутным спектаклем «Три сестры», показанным на Новой сцене
Большого театра
Отзывы
«Галатея Собакина»
Театральным критиком Галиной Брандт спектакль признан талантливым, хоть и неудачным, поскольку главная саркастическая тема перевоспитания:
…просто утонула в комедийном трэше (так обозначен жанр), который здесь абсолютно самоценен: предельно сгущён, дробен, телесно снижен, блестяще провокативен по степени плотности и режиссёрских экзерсисов на каждый квадратный сантиметр действия, и невероятных актёрских дивертисментов, заставляющих зрителей разве что не стонать.
Причины этого, по мнению критика, исходят от устоявшегося феномена самого Коляды —
«бунтующего или по крайней мере противостоящего театральному и вообще культурному мейнстриму. Понятно, что в ЦСД, отданном на растерзание ученикам — драматургам и актёрам, пробующим себя в режиссуре, беснуются по полной»
.
«Нетипичная вечеринка с поэзией»
«Они обещали перевернуть игру, но разыгрались и перевернули вообще всё. Просто мы живём в стране, в которой нельзя „раскачивать лодку“, но можно раскачивать залы…»
— из записи на странице в социальной сети екатеринбургского поэта Александра Вавилова
.
«Зулейха открывает глаза»
«Островком текстоцентричного театра»
— назвал моноспектакль театральный критик Антон Алексеев («
Петербургский театральный журнал
»), — мелодраматичной исповедью о любви и смерти, основным каналом воздействия которого является отличный литературный текст, сам собой рождающий в зрителях эмоции и переживания
.
«Поэты.21»
«История охватывает не только Екатеринбург, но и всю Россию в целом. Спектакль не относится к тихим и спокойным постановкам. „Поэты.21“ сделан полностью на эмоциях. Молодые актёры как никто лучше смогли показать современное общество и его проблемы так правдоподобно.»
— Юлия Яцун (портал «УралСтудент.ru»)
.
«Безысходность за ограждениями для митингов порой у зрителей вызывала слёзы. „Это наш город, это наш сквер“ — теперь эта фраза увековечена актёрами ЦСД и Камерного театра.»
— Дмитрий Фоминцев («ТочкаНьюс»)
.
«Петровы в гриппе и вокруг него»
Центр современной драматургии победил в марафоне под названием «Кто быстрее поставит „Петровых в гриппе“?», но в итоге из-за этой спешки пострадала сама постановка. По отдельности её сцены настолько самостоятельны, что вместе они складываются в отрывочное повествование, докопаться до сути которого смогут лишь те, кто читал книгу. Для остальных же судьба Игоря, тайная страсть жены Петрова и его собственные переживания — главные жемчужины текста уральского писателя — скорее всего останутся неразгаданной тайной.
—
Екатерина Юркова, «Культура Екатеринбурга» 19 ноября 2019
Сам же
автор романа
, отказавшийся вмешиваться в процесс создания спектакля
, остался в восторге от увиденного, отметив что театр выложился буквально на грани своих возможностей
.
Комментарии
Год до этого работавший главным режиссёром
Р. Ташимов
выпустил ряд удачных спектаклей и в дальнейшем был настроен на работу с «серьёзными» формами, в то время как
Н. Коляда
ждал финансово успешных проектов: перфомансы, презентации, читки и так далее
.
Как пример: «Нетипичное открытие театра», «Нетипичная вечеринка с поэзией» — серия вечеров
ЦСД
в августе 2018 года в новом лофт-пространстве бывшего рыбзавода
.
В качестве реальных «звёзд» в спектакле «Гримёрка» участвовали
Владимир Шахрин
(группа «Чайф»), Александр Гагарин (лидер группы «
Сансара
»),
Евгений Ройзман
(бывший тогда мэром Екатеринбурга)
.
К тексту пьесы
Я. Пулинович
режиссёр добавил письмо матери, обречённой на смерть в концлагере из книги
В. Гроссмана
«Жизнь и судьба»
.
Спектакль «Город поэтов» — лауреат фестиваля
«Браво!»-2019
, из-за
пандемии
конкурс в тот год не проводился
.
Спектакль
ЦСД
«Петровы в гриппе и вокруг него» стал первой театральной постановкой бестселлера
.
Спектакль
ЦСД
«Гедда Габлер» выиграл в конкурсе на дизайн-проект Союза театральных деятелей РФ «Ре-постер»
.
Примечания
↑
Шукаева Елена.
(рус.)
.
Радио «Свобода»
(10 марта 2020). Дата обращения: 18 июля 2021.
12 июня 2021 года.
(рус.)
.
Официальный портал Екатеринбурга
(20 августа 2019). Дата обращения: 20 июля 2021.
14 августа 2020 года.