Шаттуара
- 1 year ago
- 0
- 0
Агрестий ( Агрестин ; лат. Agrestius , фр. Agrestin ; убит в 628 ) — монах в , схизматик .
Основной исторический источник о Агрестии — « » .
Согласно этому источнику, Агрестий был выходцем из знатной семьи, владения которой находились вблизи Женевы . В правление короля Бургундии и Австразии Теодориха II он служил придворным (секретарём). Под влиянием святого Колумбана Агрестий после смерти монарха оставил государственную службу, удалился в Люксёйский монастырь и принял здесь постриг от аббата Евстахия .
Вопреки воле настоятеля, считавшего Агрестия недостаточно подготовленным для миссионерской деятельности , он оставил обитель и направился к баварам , намереваясь обратить их в христианство. Это произошло в правление герцога Гарибальда II . Однако бавары в то время ещё были ярыми приверженцами языческих верований , и вскоре Агрестий был вынужден уехать, так ничего и не сумев сделать для их христианизации .
Покинув Баварию, Агрестий отправился в , где в то время шла бурная полемика между сторонниками и противниками постулата о Трёх главах . Аквилея , куда он прибыл, была одним из центров этой схизмы. Попав под влияние её лидеров, Агрестий сам стал ярым проповедником их учения, за что был отлучён от церкви . Через Аурея, нотария лангобардского короля Аделоальда , Агрестий направил письмо аббату Боббио , в котором обвинил того в незнании церковных канонов .
Из Аквилей Агрестий возвратился обратно в Люксёй и стал здесь проповедовать среди монастырской братии свои воззрения на доктрину о Трёх главах. В ответ на подобные еретические высказывания аббат Евстахий отказал ему в причастии . Оскорблённый Агрестий воспылал ненавистью к своему настоятелю. Он обвинил Евстахия в том, что подобно Колумбану тот придерживался монастырских уставов, не принятых в галльских аббатствах. Агрестий потребовал смягчить в Люксёйском монастыре правила общежития монахов, и в этом нашёл широкую поддержку среди братии. Он также заручился покровительством и некоторых влиятельных в Бургундии лиц: своего родственника, Абелена , и майордома Варнахара II , ненавистника аббата Евстахия .
Раскол среди братии Люксёя стал известен даже при дворе короля Хлотаря II . Это позволило Варнахару II добиться от монарха согласия на проведение в 626 или 627 году в Маконе , на котором Агрестий должен был представить свои обвинения против аббата Евстахия. Однако незадолго до начала синода майордом неожиданно скончался, и Агрестий лишился поддержки этого влиятельного сановника. В результате участники собора, возглавляемые епископом Лиона , несмотря на возражения Абелена, осудили схизму в Люксёйском аббатстве. Они постановили, что предводитель раскольников должен следовать уставам, введённым в монастыре святым Колумбаном, и во всём подчиняться Евстахию. Однако решением собора также и настоятелю Люксёя было приказано отказаться от некоторых обычаев, заимствованных Колумбаном из обрядов ирландской церкви (в том числе, от особого вида тонзуры) .
После Маконского собора Агреций отказался возвращаться в свою обитель. Более того, он стал проповедовать свои идеи не только среди лиц духовного звания, но и среди окрестных жителей, сея среди последних смуту и недовольство. Однако уже в 628 году Агрестий был убит. По свидетельству «Жития святого Колумбана», при посещении соседнего с Люксёем селения Агрестий, якобы, соблазнил одну из местных жительниц, но застигнутый её мужем на месте прелюбодеяния , был зарублен тем топором .
Со смертью Агрестия раскол среди братии Люксёйского аббатства начал утихать, и вскоре совсем прекратился .