Кардозу, Фернанду Энрики
- 1 year ago
- 0
- 0
Гайдульф ( лат. Gaidulfus , итал. Gaidulfo ; казнён в 596 или 597 ) — лангобардский (не позднее 590—596 или 597).
О Гайдульфе сообщается в двух раннесредневековых лангобардских источниках : « Происхождении народа лангобардов » и « » Павла Диакона .
Происхождение Гайдульфа точно неизвестно . Вероятно, после смерти правившего Бергамским герцогством в период « правления герцогов » Валлари Гайдульф получил это владение . Какие-либо сведения о его вражде с королём Аутари отсутствуют. Когда же тот в 590 году умер, и новым правителем лангобардов был избран Агилульф , Гайдульф (наряду с герцогами Зангрульфом и Мимульфом ) стал одним из наиболее опасных соперников нового монарха . Возможной причиной этого было стремление Гайдульфа получить над своими владениями такую же власть, какую лангобардские владетели имели до восшествия на престол Аутари. Вероятно, в распоряжении Гайдульфа находились значительные военные силы, так как известно о трёх его мятежах против короля Агилульфа .
Впервые Гайдульф восстал в 591 году. Возможно, герцог заключил союз с врагами Агилульфа ( франками или византийцами ) и намеревался с их помощью добиться полной независимости от лангобардского монарха. Однако уже вскоре Гайдульф был осаждён в Бергамо королевским войском и для примирения с Агилульфом дал тому заложников .
В следующем году Гайдульф поднял новый мятеж, но тот также был неудачным. Потерпев поражение от Агилульфа, герцог укрылся на острове Комачина (на озере Комо ), а когда туда прибыло королевское войско, оставил врагу находившуюся там сокровищницу римских императоров и бежал в Бергамо. Здесь он был схвачен королевскими чиновниками, однако при личной встрече Агилульф снова простил Гайдульфа. Возможно, причиной такого милосердия было нежелание короля ссориться с франками, с которыми он недавно заключил мир .
В третий раз Гайдульф восстал против Агилульфа в 596 или 597 году. Его сообщниками в мятеже были герцог Вероны Зангрульф и Варнекаут (скорее всего, он был ). Однако другие бывшие союзники бергамского герцога — франки и византийцы — никакой помощи восставшим не оказали. В результате все вожди мятежа были схвачены и по приказу короля лангобардов казнены .
Сведений о том, кто был непосредственным преемником Гайдульфа, не сохранилось. Вероятно, им стал верный Агилульфу человек, что позволило королю лангобардов в 603 году захватить принадлежавшую Византии Кремону и присоединить её к Бергамскому герцогству . Следующим известным по имени правителем Бергамо был живший столетие спустя Ротарит .