Interested Article - Ксенопулос, Григориос
- 2020-03-27
- 1
Григориос Ксенопулос ( греч. Γρηγόριος Ξενόπουλος ; Константинополь 9 декабря 1867 — Афины 14 января 1951 ) — греческий писатель-прозаик XX века, драматург, журналист и издатель. Вместе с Паламасом , Сикелианосом и Казандзакисом создал Общество греческих литераторов . Был членом Афинской академии .
Биография
Григорий Ксенопулос родился в Константинополе 9 декабря 1867 года . Его отец, Дионисиос, бывший офицер греческой армии, происходил с острова Закинфа , мать, Эвлалия Тома, была коренной константинопольской гречанкой. Григорий родился в родовом доме матери на Фанаре . Когда Григорий был ещё младенцем, семья переселилась на Закинф, где впоследствии родились его 5 братьев и сестёр. Григорий прожил свои детские и подростковые годы на Закинфе. В 1883 году поступил в Афинский университет , на физико-математический факультет. Но свою учёбу так и не завершил никогда: с первого же курса занялся литературой, которая, кроме прочего, была единственным источником его доходов.
С 1892 года окончательно обосновался в Афинах и в 1894 году женился на Ефросиньи Диогениди. Брак оказался непродолжительным. Через полтора года чета развелась, успев к тому времени родить одну дочь. Писатель вновь женился в 1901 году на Христине Канеллопулу, с которой имел ещё двух дочерей.
C периода 1890—1910 Ксенопулос был членом Социалистической молодёжи и горячим сторонником греческого социалиста Платона Дракулиса .
Ксенопулос сотрудничал со многими газетами и журналами, публикуя в них эссе , статьи, рассказы и романы. В 1894 возглавил журнал «Иллюстрированный очаг» ( Εικονογραφημένη Εστία ), в 1896 стал главным редактором журнала «Формирование детей» ( Η Διάπλασις των Παίδων ), подписчиком которого был с детских лет. С 1901 по 1912 год публиковал в журнале «Панафинея» ( Παναθήναια ) литературные произведения и исследования и с 1912 года начал сотрудничать с газетой «Нация» (« »), публикуя в ней свои романы в продолжениях.
В 1912 году Ксенопулос был награждён серебряным крестом Ордена Спасителя . В 1923 году он был награждён «Национальным отличием литературы и искусств».
В 1927 году основал журнал «Новый Очаг» ( Νέα Εστία ) и оставался его директором до 1934 года.
В 1932 году Ксенопулос стал членом Афинской академии .
В 1939 году стал членом первого Государственного комитета литературных премий
Вторая мировая война и оккупация
28 октября 1940 года началось вторжение итальянской армии в Грецию из союзной итальянцам Албании. Греческая армия отразила вторжение и через 2 недели боёв перенесла военные действия на албанскую территорию. Победы греческой армии вызвали большой резонанс, поскольку на тот момент силы Оси господствовали в Европе, только Британия и Греция продолжали сражаться, в то время как с августа 1939 года оставался в силе Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом . Победы греческой армии были первыми победами антифашистской коалиции во Второй мировой войне . Ксенопулос был среди деятелей искусств Греции, подписавшихся под Воззванием греческих интеллектуалов к интеллигенции мира. Греческие интеллектуалы заявляли своим коллегам : «Мы, эллины , дали ответ на этот ультиматум фашистского насилия. Ответ, который подобает 3000 лет наших традиций, выгравированных глубоко в наших душах, но и написанных и в последнем углу священной земли кровью величайших героев человеческой истории. И сегодня, на заснеженных склонах Пинда и гор Македонии мы сражаемся, в большинстве случаев штыком, полные решимости победить или умереть до единого. Β этой неравной борьбе …. у нас есть ощущение, что мы защищаем не только наше дело: что мы боремся за спасение всех тех Высоких ценностей, которые составляют духовную и нравственную культуру, то ценное наследие, что завещали человечеству наши прославленные предки и которым сегодня, мы видим, угрожает волна варварства и насилия. Именно это ощущение даёт нам, греческим интеллектуалам, людям культуры и искусства, смелость обратиться к братьям во всём мире, чтобы попросить не материальную, а моральную помощь. Просим вклада душ, революцию сознаний, обращения, немедленного воздействия, везде где это возможно, бдительного слежения и действия для (подготовки) нового духовного Марафона , который избавит закабалённые нации от угрозы самого тёмного рабства, который познало человечество по сегодняшний день». Подписи: Костис Паламас , , Ангелос Сикелианос , Георгиос Дросинис , Сотирис Скипис , Димитриос Митропулос , Константин Димитриадис , , Константин Партенис , Иоаннис Грипарис , Яннис Влахояннис , Стратис Миривилис , Мильтиад Малакасис , Григорий Ксенопулос, Александрос Филаделфевс , .
В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, Ксенопулос примкнул к руководимому греческими коммунистами Национально-освободительному фронту . После освобождения Греции силами народно-освободительной армии и в последовавшей сразу затем британской военной интервенции в декабре 1944 года, в ходе боёв, дом Ксенопулоса был взорван, в результате чего его огромный архив пропал .
Последние годы
В результате материальных потерь во время оккупации и британской интервенции и в особенности после начала Гражданской войны (1946—1949), финансовое состояние Ксенопулоса резко ухудшилось. Он продолжал писать, но последние 5 лет его жизни не отмечены значительными произведениями. Ксенопулос умер в Афинах 14 декабря 1951 года, в возрасте 84 лет .
Память
На острове Закинф организован Музей Ксенопулоса . Бюст писателя установлен перед Культурным центром Афинского муниципалитета .
Творчество Ксенулоса
Проза
Ксенопулос был весьма продуктивным писателем. Написал более 80 романов и множество рассказов. Его дебют в греческой литературе состоялся в 1888 году с романом «Светский человек» ( Ο ανθρωπος του κόσμου ). Этот и другой его «афинский» роман, Николас Сигалос ( Νικόλας Σιγαλός 1890), не имели успеха. После чего писатель обратился к тематике Закинфа и написал некоторые из своих лучших произведений, «Маргарита Стефа» ( Μαργαρίτα Στέφα 1893), «Красная скала» ( Κόκκινος βράχος 1905). Затем вновь последовали «афинские» романы, самыми значительными из которых были «Война» ( Ο πόλεμος 1914) и «Тайная помолвка» ( Οι μυστικοί αρραβώνες 1915) и "закинфский " «Лаура» ( Λάουρα 1915). Его самой амбициозной писательской работой была общественная трилогия «Богатые и бедные» ( Πλούσιοι και φτωχοί 1919), «Честные и бесчестные» ( Τίμιοι και άτιμοι 1921), «Удачники и неудачники» ( Τυχεροί και άτυχοι 1924). Первые два романа считаются самыми лучшими и зрелыми произведениями Ксенопулоса. Последовали другие значительные работы: «Вилла Анадиомени» ( Αναδυομένη 1925), «Изабелла» ( Ισαβέλλα 1923), «Тереза Варма Дакоста» ( Τερέζα Βάρμα-Δακόστα 1925) . Ксенопулос считается пионером «городского романа». Основная тема его работ — любовь, то есть эрот , в основном между людьми разных общественных классов.
Его способность писать легко и быстро, в некоторых случаях, привела Ксенопулоса к «скидкам» в отношении качества. Он был обвинён, когда начал писать романы в продолжениях, что он очень легко делал уступки своим читателям и что он часто использовал вызывающие для той эпохи эротические сцены, чтобы заработать деньги. Однако и его противники признают достоинства его работ, как то лёгкость повествования, способность сохранять устойчивый интерес читателя и наблюдательность.
Ксенопулос и городской роман
Многие работы Ксенопулоса предназначены более для развлечения, нежели для филологического анализа. Буржуазный реализм, который доминировал в тот период в Европе и Америке оказал влияние и на работы Ксенопулоса. По этой причине Ксенопулос считается многими критиками пионером городского романа, с попытками воспроизведения реальности. Не следует забывать, что Ксенопулос принадлежит поколению 1880-х, десятилетие которое считается вехой в истории современной греческой литературы.
Ксенопулос был знатоком этой традиции, но и модернистом. Его поворот к буржуазному реализму, был в основном специфическим отступлением от «этографии». Действие его первых романов происходит в Афинах в студенческой среде, романы были написаны когда писателю ещё не было 30 лет. Ксенопулос использовал обстоятельства своей собственной жизни, выдавая их за вымышленные.
Театр
Его первая театральная работа, Приёмный отец ( Ο ψυχοπατέρας ), была представлена в 1895 году. С начала века он начал сотрудничать с «Новой сценой» ( Νέα Σκηνή ) Константина Христоманоса . Среди его самых значительных театральных работ числятся: «Тайна графини Валерены» ( Το μυστικό της Κοντέσσας Βαλέραινας 1904), «Стелла Виоланти» ( Στέλλα Βιολάντη 1909, с Марикой Котопули в главной роли), «Студенты» ( Φοιτηταί ). «Тайна графини Валерены» была самой любимой работой Ксенопулоса. Как говорил сам писатель, « я задумал её юношей, написал мужчиной, вновь написал зрелым мужчиной и завершил почти стариком» . Ксенопулос написал в общей сложности 46 разных театральных работ. В 1901 году , вместе с Константином Паламасом , Ксенопулос был инициатором создания «Новой Сцены». Благодаря знанию иностранных языков, Ксенопулос своевременно был информиромирован о важных духовных событиях в других европейских странах. Он написал прологи к текстам Ибсена и его повседневная жизнь была связана с театром . Многие его драмы сначала были написаны как проза , а затем были перенесены на сцену («Распятый Эрот» — «Стелла Виоланти»). Он также перевёл несколько театральных работ. Принял участие в разных комитетах драматургических конкурсов. Королевский театр Афин был открыт в 1932 году с его работой «Дядя Сон» («Ο θείος Όνειρος»). Большинство работ Ксенопулоса (28) трёхактные. В первом акте Ксенопулос, как правило, представляет тему и характеризует героев, во втором сюжет ведёт к кульминации драмы, в третьем наступает разрешение. Ксенопулос методично, фраза за фразой, готовит последующие события, которые на первый взгляд кажутся неимеющими отношения к главной теме, но в дальнейшем оказываются необходимыми. «Стелла Виоланти», в которой Ксенопулос быстрым темпом идёт от приятной атмосферы одного закинфского дома к шокирующей кульминации добровольной смерти невесты, стала протипом двух других театральных работ, которым, хотя они были написаны значительно позже, не хватает драматической техники Ксенопулоса.
Категоризация работ Ксенопулоса : Ксенопулос писал с той же лёгкостью драмы и комедии и основной темой его произведений была любовь ( эрот ). Его работы относят к течению в греческой литературе 1880—1930, которое воспроизводит жизнь эпохи и местного общества, в которой местные и временные особенности часто становятся неписаными законами насаждающими обществом. Его работы делятся на закинфские или на афинские. Ксенопулос призван преодолеть разрыв между двумя школами, и .
Критика
Особенно значительным был его вклад в литературную критику. В журнале Панатинеа ( Παναθήναια ) он опубликовал множество исследований о писателях, таких как Александр Пападиамантис , Яннис Камбисис , Димитриос Викелас . Ксенопулос первым представил афинской литературной публике Константина Кавафиса в 1903 году.
Ксенопулос и социализм
Хотя Ксенопулос происходил из зажиточной семьи, он не был аристократом. Прибыв в Афины он принёс собою идею гуманного социализма . В Афинах он вошёл в контакт с Платоном Дракулисом (1858—1942) и другими лидерами социалистической партии, он присоединился к ним и помог с изданием социалистических газет «Радикально» («Άρδην») и Общество («Κοινωνία»). В 1885 году он стал редактором «Άρδην». Его позиции касательно социализма лучше всего прослеживаются в Богатых и бедных . Ксенопулос верил в социализм, который бы изменил общество без насильственных потрясений. Постепенно люди осознают в чём их выгода, богатые и бедные придут к консенсусу без насилия. Идеал социализма обеспечил бы каждому человеку, независимо от его расы, пищу, жильё и одежду, но никогда не мог привести к совершенному равенству. С ростом интеллектуального уровня народа люди осознают, где их неподдельный интерес. В силу этого он рассматривал работу писателю как долг образованию и ответственный труд, во благо общего.
Некоторые из работ
Рассказы
- Греческих игр тридцатидрахмовая награда ( Ελληνικού αγώνος το τριακοσιάδραχμον έπαθλον . Αθήνα, Χιώτης, 1885).
- Мачеха ( Μητρυιά . Αθήνα, παράρτημα του περιοδικού Εστία , 1890).
- Солдатские рассказы ( Στρατιωτικά διηγήματα . Αθήνα, Κασδόνης, 1892).
- Рассказы Серия первая ( Διηγήματα• Σειρά πρώτη . Αθήνα, τυπ.Κωνσταντινίδη, 1901).
- Рассказы Серия вторая ( Διηγήματα• Σειρά δεύτερη . Αθήνα, τυπ.Κωνσταντινίδη, 1903).
- Рассказы Серия третья ( Διηγήματα• Σειρά τρίτη . Αθήνα, Κολλάρος, 1907).
- Плохой путь и другие новые рассказы ( Ο κακός δρόμος και άλλα καινούργια διηγήματα (1908—1911) . Αθήνα, Φέξης, 1912.)
Работа был экранизирована в 1933 году в одном из редких совместных греко-турецких фильмов
- Стелла Виоланти или Эрот распятый и некоторые избранные рассказы ( Στέλλα Βιολάντη ή Έρως εσταυρωμένος και κάποια άλλα διαλεχτά διηγήματα . Αθήνα, Φέξης, 1914).
- Влюблённые и другие рассказы ( Οι ερωτευμένοι και άλλα διηγήματα . Αθήνα, έκδοση Φιλολογικής Κυψέλης, χ.χ.)
- Воспитанница ( Η Αναθρεφτή . Αθήνα, Γανιάρης, χ.χ.) .
- Метание камней на солнце ( Πετριές στον ήλιο . Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1919).
- Закинфский платок и десять других избранных рассказов ('Το Ζακυνθινό μαντήλι και άλλα δέκα διαλεχτά διηγήματα . Αθήνα, Γανιάρης, 1921).
- Афинские рассказы История одной разведённой ( Αθηναϊκά διηγήματα• Ιστορία μιας χωρισμένης . Αθήνα, Γανιάρης, 1924).
- Минотавр и другие новые рассказы ( Ο Μινώταυρος και άλλα νέα διηγήματα (1921—1924) . Αλεξάνδρεια, εκδ. του περ. Γράμματα, 1925).
- Как они воюют ? ( Πώς πολεμούν; Αθήνα, έκδοση της εφημερίδας Ελληνικόν Μέλλον, 1935).
- Сумасшедший с красными лилиями ( Ο τρελλός με τους κόκκινους κρίνους . Αλεξάνδρεια, Κασιγόνης, 1926).
- Бессмертие и 24 других рассказов ( Αθανασία και άλλα 24 διηγήματα . Αθήνα, εκδ. «Οι φίλοι του βιβλίου», 1944).
- Кошка попа (Η γάτα του παπά, Αθήνα, εκδ. ΄΄Εθνικόν Ημερολόγιον του Σκόκου, 1913)
Романы
- Чудеса дьявола ( Θαύματα του Διαβόλου . Αθήνα, Ραφτάνης, 1883).
- Светский человек ( Άνθρωπος του κόσμου . Αθήνα, Γραφείον Εκλεκτών Μυθιστορημάτων, 1888).
- Николас Сигалос Νικόλας Σιγαλός . Αθήνα, τυπ. Κορίννης, 1890).
- Маргарита Стефа ( Μαργαρίτα Στέφα . Αθήνα, Κολλάρος, 1906).
- Красная скала ( Ο κόκκινος βράχος . Αθήνα, τυπ.Εστία, 1915).
- Война ( Ο Πόλεμος . Αθήνα, Κολλάρος, 1919).
- Честь брата I( Η τιμή του αδελφού Α΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1920).
- Лаура Девушка которая убивает Λάουρα• Το κορίτσι που σκοτώνει . Αθήνα, Ελευθερουδάκης, 1921)
- Честь брата II ( Η τιμή του αδελφού Β΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1923).
- Мир и Космас ( Ο κόσμος κι ο Κοσμάς . Αθήνα, Κολλάρος, 1923).
- Изабелла ( Ισαβέλλα . Αλεξάνδρεια, Κασιγόνης, 1923).
- Трёхличная женщина ( Η τρίμορφη γυναίκα . Αθήνα, Κολλάρος, 1924).
- Вилла «Вышедшая из волн» ( Αναδυόμενη . Αθήνα, Κολλάρος, 1925) .
- Тереза Варма Дакоста — Современное средневековье ( Τερέζα Βάρμα Δακόστα — Ένας σύγχρονος Μεσαίωνας . Αθήνα, Κολλάρος, 19260.
- Богатые и бедные — Общественная трилогия Богатые и бедные, Честные и бесчестные, Удачники и неудачники ( Πλούσιοι και Φτωχοί — Μια κοινωνική τριλογία• Πλούσιοι και φτωχοί, Τίμιοι και Άτιμοι, Τυχεροί και Άτυχοι . Αθήνα, Κολλάρος, 1926).
- Война ( Ό Πόλεμος , (1919).
- Падение Афинский роман ( Ο Κατήφορος• Αθηναϊκόν μυθιστόρημα . Αθήνα, Κολλάρος, 1948).
- Свадьба Лицы ( Ο γάμος της Λίτσας . Αθήνα, τυπ. Αφων Γεράρδου, 1929).
- Приведение ( Το Φάντασμα , (1914).
- Тайная помолвка ( Μυστικοί αρραβώνες . Αθήνα, Κολλάρος, 1959).
- Космакис История нормального пациента I ( Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Α΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1930.
- Космакис История нормального пациента II ( Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Β΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1930).
- Космакис История нормального пациента III ( Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Γ΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1930.
- Космакис История нормального пациента IV ( Ο Κοσμάκης• Ιστορία ενός φυσιολογικού αρρώστου Δ΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1930.
- Афродита I Женщина которая тебя теряет, II Женщина которая тебя спасает ( Αφροδίτη Α΄ • Η γυναίκα που σε χάνει, Β΄ — Η γυναίκα που σε σώζει . Αθήνα, Κολλάρος, 1930)
- Между тремя женщинами ( Ανάμεσα σε τρεις γυναίκες . Αθήνα, Κολλάρος, 1930).
Большая любовь (Μεγάλη αγάπη) Ночь развращения (Η νύχτα του εκφυλισμού) Три сестры (οι τρεις αδελφές) Лиза (Λίζα) Безветренные ночи (Απάνεμα βράδια
Театр
- Театр I ( Θέατρον Α΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1913).
- Театр II ( Θέατρον Β΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1913).
- Студенты ( Φοιτηταί . Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1919).
- Театр III ( Θέατρον Γ΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1922).
- Стелла Виоланти Эрот распятый — Рассказ и драма ( Στέλλα Βιολάντη (Έρως Εσταυρωμένος) — Το διήγημα και το δράμα . Αθήνα, Κολλάρος, 1923).
- Искушение ( Πειρασμός , (1910)
- Цветок Востока ( Το Φιόρο του Λεβάντε 1914)
- Это не я Логика ( Δεν ειμ' εγώ ή Η Λογική . Αθήνα, Κολλάρος, 1928).
- Тайна графини Валерены ( Το μυστικό της Κοντέσσας Βαλέραινας . Αθήνα, 1915.
- Театр IV ( Θέατρον Δ΄ . Αθήνα, Οι φίλοι του βιβλίου, 1945.
Исследования
- Моя исповедь ( Η απολογία μου . Ζάκυνθος, Καψοκέφαλος, 1884).
- Эвангелос Пантопулос ( Ευάγγελος Παντόπουλος . Αθήνα, Εστία, 1893).
- Комедия Аристея ( Η κωμωδία του Αριστείου . Αθήνα, 1921).
- Колосья и маки ( Στάχυα και παπαρούνες Α΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1923).
- Малакасис — Поэт и человек ( Μαλακάσης — Ο ποιητής και ο άνθρωπος . Αθήνα, Παρθενών, 1943 (στη σειρά Σύγχρονοι Έλληνες ποιητές).
Детская литература
- Детский театр ( Παιδικόν θέατρον . Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1906).
- Моя сестрёнка ( Η αδελφούλα μου . Αθήνα, Παπαδόπουλος, 1923).
- Детский театр I ( Παιδικόν θέατρον Α΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1926).
- Детский театр II ( Παιδικόν θέατρον Β΄ . Αθήνα, Κολλάρος, 1926).
- Замок Босфора и другие рассказы ( Ο Πύργος του Βοσπόρου και άλλα διηγήματα . Αθήνα, Κολλάρος, 1927.
- Моя хорошая книга ( Το καλό μου το βιβλίο . Αθήνα, Κολλάρος, 1931).
- Малыш глава разбойников — Зверинец Тотоса (сродни Вовочки) и его компания ( Ο μπέμπης αρχιλήσταρχος — Θηριοτροφείο Τοτού και συντροφία . Αθήνα, Δημητράκος, 1932).
- Обнимаю Вас, Федон ( Σας ασπάζομαι, Φαίδων . Αθήνα, Οι φίλοι του βιβλίου, 1947).
Литература
- Απ. Σαχίνη, Το νεοελληνικό μυθιστόρημα , εκδ. Γαλαξίας, Αθήνα 1971
- Η παλαιότερη πεζογραφία μας , εκδ. Σοκόλη
- Το φάντασμα , εκδ. αδελφοί Βλάσση
- Μυστικοί αρραβώνες , εκδ. αδελφοί Βλάσση
- Στέλλα Βιολάντη Ισαβέλλα , εκδ. αδελφοί Βλάσση
- Η Άπιστη , εκδ. αδελφοί Βλάσση
Исследования о творчестве Григория Ксенопулоса
- Ελίζα-Αννα Δελβερούδη, «Ο Γρηγόριος Ξενόπουλος στον κινηματογράφο: Ο κόκκινος βράχος του Γρηγόρη Γρηγορίου», Γρηγόριος Ξενόπουλος, Πενήντα χρόνια από τον θάνατο ενός αθάνατου (1951—2001), Αθήνα, Ελληνικό Λογοτεχνικό και Ιστορικό Αρχείο, 2003, σ. 189—203.
- Χρυσόθεμις Σταματοπούλου-Βασιλάκου, «Τα μονόπρακτα έργα του Γρηγόριου Ξενόπουλου». Παράβασις , τόμ. 8, 2008, σσ. 483—504
Примечания
- . Дата обращения: 3 января 2015. 22 июня 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 28 февраля 2015 года.
- Μανόλης Ανδρόνικος, Ελληνικός Θησαυρός, εκδ.Κατανιώτη Αθήνα 1993, ISBN 960-031139-0 , σελ.94
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 28 декабря 2014 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 1 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. 6 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 18 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 16 мая 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. 18 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. 6 июня 2014 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 18 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 18 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. 6 июня 2014 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. Архивировано из 7 марта 2014 года.
- . Ινστιτούτο Κυβέλη. Дата обращения: 3 июня 2014. Архивировано из 25 апреля 2015 года.
- Karalis, Vrasidas. A History of Greek Cinema (неопр.) . — New York: Continuum Publishing Corporation, 2012. — С. 49. — ISBN 9781441194473 .
- . Дата обращения: 3 января 2015. 18 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. 18 января 2015 года.
- . Дата обращения: 3 января 2015. 31 декабря 2014 года.
Ссылки
- от 5 февраля 2014 на Wayback Machine
- Το διαθέτει την βιβλιογραφία του Γρηγορίου Ξενόπουλου σε ψηφιακή μορφή.
- 2020-03-27
- 1