Воронцово (усадьба)
- 1 year ago
- 0
- 0
Уса́дьба Полива́нова — деревянный дом 1823 года постройки, часть бывшей усадьбы поручика Александра Поливанова . Расположен в Денежном переулке района Хамовники в Москве . Боковой фасад здания выходит на Глазовский переулок . С 1960-х годов особняк имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, является одним из немногих сохранившихся памятников московского деревянного ампира .
В начале 2000-х годов здание стало объектом долгого имущественного спора между столичными и федеральными властями. Арбитражный суд признал недействительным договор между Москвой и компанией-арендатором, оплатившим комплексную реставрацию особняка. Ей также выписали штраф за ненадлежащее использование памятника культуры . В 2012 году дом Поливанова был передан в ведение Министерства культуры России и сдан в аренду на 45 лет Фонду социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия. С 2017-го здание используется как театральная площадка .
История земельного владения современного дома Поливанова прослеживается до конца XVIII века , когда оно принадлежало отставному поручику Михаилу Ивановичу Арсеньеву. От него усадьбу унаследовал гвардии прапорщик Михаил Михайлович Арсеньев. В архивах за 1806 год впервые встречается план участка, на котором отмечены господский дом и восемь хозяйственных зданий. В том же году усадьбу выкупил Василий Григорьевич Кузнецов, имевший статус «вечно цехового» ремесленника и право работать под собственной вывеской. Застройка Денежного переулка была уничтожена пожаром 1812 года , район несколько лет представлял собой «обгорелую, пустопорожнюю землю» .
В 1823-м кавалергард Александр Константинович Поливанов купил бывший двор Кузнецова. О новом владельце сохранилось немного сведений: известно, что он родился 18 августа 1784 года, был произведён в корнеты в 1806-м, в 1806—1807 годах участвовал в битве при Прейсиш-Эйлау , был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени . Эскадрон полка Поливанова захватил первый трофей в войне с Наполеоном — навершие знамени в виде орла, принадлежавшее 2-му батальону 18-го полка французского войска . 2 февраля 1809 года вышел в отставку, вскоре занял пост предводителя дворянства Покровского уезда . Был женат на Татьяне Михайловне, в девичестве — Губиной, у супругов было четверо детей . Скончался 18 октября 1845 года .
Согласно архивам квартального надзирателя, проект новой усадьбы был «сочинён вследствие запроса квартирной экспедиции от 15-го января 1823 года в чертёжной комиссии 1-го отделения того ж января 22 дня». Деревянный особняк Поливанова установили на каменный фундамент, оставшийся от дома Арсеньевых. В усадебный комплекс входили также флигель, служебные постройки и ограда с въездными воротами .
С 1831 по 1835 год усадьбу арендовала поручица Агафья Кроткова, с 1835 по 1837 год — Степан Жихарев . Он был одним из создателей литературного кружка « Арзамас », членом которого являлся Александр Пушкин . К концу XIX века всё имение и соседний дом № 11 приобрёл московский купец Пётр Андреевич Панов. Последней хозяйкой стала его дочь Елизавета Горожанкина, которая проживала в доме Поливанова до 1917 года .
После Революции 1917 года усадьба была национализирована и передана в жилой фонд под коммунальные квартиры . Позже в особняке располагалась детская библиотека , а в годы Великой Отечественной войны — Всесоюзная школа связистов . В 1951—1954 годах усадьбу отреставрировали, в этот период по типовым чертежам XIX века были воссозданы ограда и ворота .
В конце 1960-х годов сгорел усадебный флигель . В 1977-м в усадьбе снимались эпизоды сериала « Хождение по мукам », для этого дом был отремонтирован и перекрашен в светло-зелёный цвет. С 1974 года в здании находился Всероссийский шахматный клуб, с 1996-го — офис Ассоциации шахматных федераций . У этого арендатора здание дважды горело — первый раз незадолго до московской Олимпиады 1980 года .
В январе 2001 года из-за короткого замыкания в особняке произошёл очередной пожар . Дополнительный урон нанесло тушение водой, повредившее древесину . Здание пришло в негодность, большая часть интерьеров была уничтожена, в мэрии стали обсуждать возможность сноса .
Когда случился пожар, там был только один сторож, никого больше. Такое ощущение, что здание даже не использовалось. <...> Если поднимать старые документы, то становится ясно, что тушение пожара началось только после того, как возникла опасность перехода огня на соседние посольства. А так можно было бы предположить, что пожар и не случайный. Здание уже в 2001 году было в нелучшем состоянии, а земля под ним очень дорогая. «Независимая газета», 18 января 2008 года
В 2003 году городское правительство передало дом «НТЦ Энергосистемы» в аренду сроком на 15 лет. Согласно договору, новый владелец должен был за свой счёт полностью отреставрировать здание, однако ещё три года оно продолжало находиться в запустении. В 2004-м движение «Москва, которой нет» провело акцию «Спасти дом Поливанова», призванную привлечь внимание властей и широкой общественности к судьбе памятника культуры . Активисты установили специальный информационный щит об истории здания, начали сбор подписей под открытым письмом к правительству и организовали экскурсии, на которых рассказывали об истории здания и его культурной ценности .
Акция оказалась успешной: в 2004 году «НТЦ Энергосистемы» выделило 6 млн долларов США (свыше 140 млн рублей) на реставрацию особняка, ещё 29 млн рублей были взяты в кредит . Москомнаследие согласовало проект и разработало рекомендации для специалистов:
Мы не могли нарушить главное условие — дом должен был остаться деревянным. Для замены мы искали старые срубы по всей России, подходящие нашли в Ярославской и Ивановской областях. Оборудовали систему контроля вентиляции и влажности — памятник сохранится для потомков на долгие годы. Олег Цалабенок, руководитель проекта реставрации
Исторический интерьер восстанавливали по отдельным фрагментам: благодаря найденным при разборе частицам паркета, лепнины и искусственного мрамора колонн удалось воссоздать весь рисунок отделки. После нескольких пожаров и самовольных ремонтов из оригинальных предметов интерьера остались только печи .
Практически одновременно с началом реставрации, в 2004 году в Арбитражном суде началось разбирательство имущественного спора: федеральное Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры требовало признать здание государственной, а не столичной собственностью. На стороне истца выступала Ассоциация шахматных федераций, которая занимала дом Поливанова в момент последнего пожара . В результате многолетней тяжбы и серии опротестованных постановлений суда договор между действующим арендатором «НТЦ Энергосистемы», финансирующим реставрацию здания, и столичными властями был признан недействительным . В мае 2009-го суд принял окончательное решение и признал дом Поливанова федеральной собственностью, а арендатору предписал освободить здание .
По решению арбитражного суда от 2012 года здание передано в собственность Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры Минкульта России, которое на правах аренды предоставляет его Фонду социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия. В 2017-м в особняке начали проводить иммерсивные спектакли .
Главная цель <...> — популяризация памятников архитектуры. <...> Решили, что лучший способ — превращение дома в театр, где оживают новым смыслом практически все помещения. И потом — надо зарабатывать на следующий этап проекта — восстановление флигеля . Наталья Залюбовская, президент Фонда социально-правовой защиты отечественного архитектурного наследия
Особняк Поливанова интересен как один из немногих сохранившихся образцов деревянной застройки начала XIX века. С красной линии переулка здание кажется одноэтажным, хотя с учётом мезонина и подвала имеет три уровня. Подобная планировка часто использовалась в послепожарной Москве: чтобы стимулировать горожан строить новые дома из камня, власти повысили налог на деревянные здания выше одного этажа. Мезонин и мансарды официально жилыми помещениями не считались, поэтому дополнительными выплатами не облагались .
Снаружи дом Поливанова был оформлен по одному из «образцовых фасадов» Экспедиции кремлёвского строения , которую возглавлял архитектор Осип Бове . Это ведомство занималось восстановлением Москвы после пожара 1812 года и разработало серию типовых проектов, которыми надлежало пользоваться всем застройщикам. Особняк Поливанова стоит на фундаменте XVII века . Высокий цоколь сложен из белого камня, стены обшиты тёсом , под первым этажом расположен подвал. Древесина фасадов, в том числе колонны, обработаны и окрашены таким образом, что внешне воспринимаются как каменные. От других типовых проектов дом отличается отсутствием лепнины , в качестве украшения использован только ленточный руст , центральную часть выделяет лаконичная группа из шести колонн тосканского ордера под треугольным фронтоном . Более насыщенно оформлены ограда и въездные ворота — они декорированы резьбой и солярными символами .
Интерьеры здания были решены в стиле позднего классицизма : в парадных залах потолки декорированы лепниной, на полах лежал паркет со сложными узорами, печи покрыты изразцами . Стены и парные колонны отделаны искусственным мрамором, двери украшены филёнками . От большого и малого залов две лестницы поднимаются на антресоль , где во время музыкальных вечеров играл оркестр . Благодаря сквозной планировке его игру было одинаково хорошо слышно в обоих помещениях .