Interested Article - Богородице-Рождественский монастырь (Владимир)
- 2021-05-13
- 1
Богоро́дице-Рожде́ственский монасты́рь — мужской монастырь Владимирской епархии , расположенный в городе Владимире . До основания Троице-Сергиевой обители — главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси . Из монастыря происходит Лаврентьевская летопись .
История
В 1191 году великий князь Всеволод Юрьевич , избрав во Владимире место в восточной части Печернего города , в осыпи около Ивановских ворот, положил начало мужскому монастырю.
В летописи обозначено время основания под летом 6699 (1191/1192): «тогож лета заложи великий князь Всеволод церковь каменну во граде Володимери Рожество св. Богородицы августа в 22 день при епископе Иоанне» . При закладке церкви присутствовал сам великий князь и весь его двор. В то же время в монастыре установлено общежительство и на содержание пожалованы от великого князя многие села и угодья. Руководство Рождественским монастырем осуществляли игумены (до 1230 года) при том, что игумены Симон и Митрофан , один после другого, были во Владимире епископами.
С 1230 года монастырём стали управлять архимандриты . Рождественская обитель стала называться великою архимандриею и до времен царя Иоанна Васильевича Грозного значилась первой в числе русских монастырей. С половины XIII до начала XIV века всероссийские митрополиты, перенёсшие первосвятительскую кафедру из Киева во Владимир, имели пребывание в Рождественском монастыре, который считался их кафедральным.
XIII—XV века
В 1214 году Юрий Всеволодович избрал Рождественского игумена Симона во епископа в Суздаль . 14 марта 1227 года на место Симона, по избранию того же князя игумен Митрофан посвящён в Суздальского епископа митрополитом Кириллом , бывшим тогда во Владимире.
В 1230 году, по избранию племянников Юрия Всеволодовича Рождественский первый архимандрит Кирилл посвящён во епископа Ростовского.
В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён.
23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский , скончавшийся 14 ноября в Городце , на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесён из Владимира в Москву , то великие князья из уважения к предку своему князю Александру Невскому делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Так, Иоанн Данилович Калита в 1328 году в духовном завещании писал: «а что есть прикупил сельцо на Киржаче у Прокопья у игумена, другое Леонтьевское, третье Шараповское и то даю св. Александру себе в поминанье»; Иоанн Иоаннович в духовной 1356 года писал: «село Павловское дал есмь св. Александру в прок себе в память»; сын его Дмитрий Иоаннович в первой духовной 1371 года подтверждает: «а что отец мой князь великий дал село Павловское к святому Александру того не подвигнуть». В его же духовной грамоте 1379 года сказано: «а из моих сосудов серебряных дадут к святей Богородице в Володимир блюдо великое серебряное с кольцы».
В 1388 году Рождественский архимандрит посвящён митрополитом Пименом во епископа Коломенского на место епископа Герасима .
XVI—XVII века
В 1517 году по соборному избранию и соизволению великого князя архимандрит Геннадий поставлен во епископа Суздальского.
В 1566 году архимандрит Иоаким участвовал в московском церковном соборе и был порукою по князе Михаиле Воротынском , а также был на соборе 1580 года (о неотнятии у монастырей вотчин и неприкупании новых с крестьянами). В 1584 году архимандрит Герман был на соборе об оставлении вотчин при монастырях. В 1598 году архимандрит Варлаам находился в Москве на соборе и подписал грамоту о венчании на царство Бориса Годунова .
Современные музыковеды считают архимандрита Исайю (в миру Иван Тимофеевич Лукошко) одним из крупнейших мастеров знаменного пения , представителем её «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Фёдоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I . Он же 22 июня ( 2 июля ) 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета . 28 сентября ( 8 октября ) 1645 года архимандрит Иона присутствовал на венчании на царство Алексея Михайловича.
В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский , в бытность свою во Владимире и уважив его древность и знаменитость, по прибытии в Москву, с соизволения царя Алексея Михайловича и по совету патриарха Иоасафа , пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский , на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим. В этом же году Филарет был на Московском соборе об исправлении книжном и о разных обрядах церковных, и он же 30 ноября этого года получил повеление вручить грамоту патриарху Никону о прибытии из Воскресенского монастыря в Москву, а 1 декабря находился при низложении Никона в числе соборян.
В 1672 году архимандрит Викентий исправил житие святого Александра Невского, составленное по повелению царя и великого князя Иоанна Васильевича иеромонахом Михаилом.
XVIII век
14 ( 25 ) июля 1723 года архимандрит Сергий получил Высочайший указ императора Петра I о перенесении в С.-Петербург мощей св. князя Александра Невского , находившихся с 1381 года открыто, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Последние архимандриты Рождественского монастыря Павел и Платон Петрункевич были членами святейшего синода.
Ещё в 1561 году, по воле царя Иоанна Васильевича и по грамоте всероссийского митрополита Макария, дано было первенство Троицко-Cepгиеву монастырю и Владимирско-Рождественский был поставлен вторым, а по устроении Александро-Невского монастыря с 1720 года поведено считать его третьим, но монастырь этот по древности своей и преимуществам, какие отдавались его настоятелям, всегда был в непосредственном ведении всероссийских митрополитов, потом патриархов и наконец в зависимости от святейшего синода в числе ставропигиальных.
В начале XVIII столетия, как видно из переписных книг города Владимира, составленных в 1715 году ландратом князем Артемием Ухтомским, в Рождественском монастыре было 64 человека монашествующих, в том числе два архимандрита, шесть иеромонахов и пять иеродиаконов. Из сохранившейся переписной книги того же времени, по переписи обер-инспектора Семена Никифоровича Коровина, оберкоменданта Андрея Федоровича Боркова и коменданта Андрея Михайловича Вешнякова «Володимерскаго посаду посадским и ямским и всякого чину градским жителям» видно, что Рождественского монастыря служек было 96 дворов на монастырской земле в слободке Макаровке подле посаду, бобылей 13 дворов и 5 дворов служек приписного к Рождественскому монастырю Спасского Златовратского монастыря.
16 ( 27 ) июля 1744 года по указу императрицы Елизаветы Петровны было решено учредить из синодальной области Владимирскую епархию и обратить ставропигиальный Рождественский монастырь в архиерейский дом, для назначенного тогда вновь епископа Платона во Владимир, так как до сего времени архиереи имели своею резиденциею городе Суздале. До учреждения в 1764 году штатов, монастырь имел 7899 душ крестьян и самый архиерейский дом содержался его доходами. В 1789 году, по соединении Владимирской епархии с Суздальской, епископ Виктор переехал на пребывание в Суздаль, а Владимирский архиерейский дом поступил в гражданское ведомство и в нём разместился генерал-губернатор Заборовский. В 1797 году епископ Виктор, донося святейшему синоду, что Владимирский архиерейский дом, за выбытием из него генерал-губернатора, остается праздным, представлял своё мнение о переводе сюда второклассного Царе-Константинова монастыря, — но в 1798 году, пред путешествием императора Павла I в Казань, из святейшего синода последовал указ о пребывании преосвященному по-прежнему во Владимире, и епископ Виктор переехал из Суздаля, заняв во Владимире Рождественский монастырь. С этого времени Владимирские архиереи имеют постоянное пребывание монастыре.
Монастырь Рождественский, где была кафедра епископская, близ собора стоит на месте прекраснейшем, высоком, на берегах реки Клязьмы; зала в нём прелестнейшая, проспектом. Впрочем, строения в том монастыре немного и окружностию не велик; ограда каменная небольшая и башень мы не приметили. Удивило нас, что монастырь был из первейших, а строения в нём немного.
— Платон (Левшин) , 1792
XIX—XXI века
24 августа ( 5 сентября ) 1858 года император Александр II осматривал в монастыре церковь Рождества Пресвятой Богородицы и распорядился восстановить её в древнем виде. На восстановление храма император пожертвовал 40 тысяч рублей, столько же дали частные лица, 10 тысяч рублей — Святейший синод . В 1859 году архитектор-реставратор Николай Артлебен совместно с распорядились убрать ветхие части храма домонгольского времени и возвести новые . Древний храм был отреставрирован к 1861 г. П. А. Раппопорт и Н. Н. Воронин , однако, говоря о работе Артлебена, слово «реставрация» упоминают исключительно в кавычках. Так, П. А. Раппопорт пишет: «После двух пожаров в начале XVIII в. собор стоял в запустении вплоть до середины XIX в., когда была исполнена его «реставрация», заключавшаяся в том, что здание полностью разобрали, а на его месте построили довольно точную модель.» Со слов Н. Н. Воронина «Собор Всеволода 1192 г. был разрушен до подошвы включительно и на его месте было сооружено совершенно новое здание в весьма академичном и сухом «владимиро-суздальском» стиле, представлявшее, однако, очень точную модель древнего памятника.» Так же Н. Н. Воронин называет перестройку собора «варварским мероприятием»
П. Д. Барановский приветствовал проект Артлебена как первый в России пример научной реставрации памятника архитектуры . В 1924 г. он специально приезжал во Владимир, чтобы не допустить сноса храма.
С июля 1918 года по 1991 год на территории монастыря размещались отделы ВЧК ( ОГПУ , НКВД , КГБ ), следственный изолятор . «Собор и колокольня были разобраны по инициативе начальника Владимирского губотдела ОГПУ, несмотря на протесты специалиста Главнауки Н. Левинсона, в июне — июле 1930 г.» Во время сталинских репрессий на территории монастырского сада осуществлялись захоронения репрессированных, о чём свидетельствуют мемориальная доска, установленная на стене монастыря по Большой Московской улице.
В 1991 году в период празднования 800-летия основания обители положено начало её возрождению. В новых, упрощённых формах построены монастырский собор и колокольня.
Примечания
- Платон. Путевые записки преосвященного митрополита Платона Московского и Калужского в Ярославль, Кострому и Владимир // Русский вестник, 1841. – Т. 3. – С. 502-522.
- ↑ Маштафаров А. В., Тимофеева Т. П. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие ». — С. 69—76. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
- Артлебен Н. А., Корицкий Д. А. Пояснительная записка к проекту возобновления в древнем виде ц. Рождества Пресвятой Богородицы при Владимирском архиерейском доме // Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1962. Т. 2. С. 475—480.
- Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1982. С. 54.
- Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII–XV веков. М., 1961. Т. 1. С. 380.
- Там же, С. 550.
- .
Литература
- Сойкин П. П. // : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 195. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1 .
- Тимофеева Т. П. «Слово» о погибели Рождественского собора во Владимире // . — Владимир, 1999.
- Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря. — Владимир : Фолиант, 2000. — 204 с. — ISBN 5-88990-039-0
- Маштафаров А. В. , Тимофеева Т. П. // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери — Второе пришествие ». — С. 69—76. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
- 2021-05-13
- 1