«
Хулин
», или «
Хуллин
»,
др.-евр.
חולין
,
chulin
(
мн. ч.
от
חול
, «профанное», «несвященное»)
— трактат в
Мишне
,
Тосефте
и
Вавилонском
Талмуде, в разделе «
Кодашим
» («Святыни»)
. Трактат посвящён законам, связанным с
кошерностью
продуктов животного происхождения.
Название трактата
Трактат, посвящённый обыкновенной, несвященной пище, вошёл в раздел Мишны «Кодашим» («Святыни») вследствие того, что большая часть
жертвоприношений
в
иудаизме
производилась из животных, и почти все законы, касающиеся обычного мяса, относились и к мясу жертв. Изначальным названием трактата было שחיטת חולין (
шхитат хулин
), «Забой несвященных животных», аналогично тому, как трактат, посвящённый жертвоприношениям, назывался שחיטת קדשים (
шхитат кодашим
), «Забой сакральных животных». Вынесенное в заголовок трактата слово חול восходит к корню חלל «пустота» и означает «отсутствие святости», понимаемой не в моральном смысле, но исключительно в смысле высшего, божественного предназначения предмета. Например, будние дни, в отличие от
субботы
и праздников, называются ימי חול — букв. «несвятые дни». Пища растительного происхождения, от которой отделены доли, полагающиеся беднякам,
священникам-ааронидам
и
левитам
, также называется «хулин». В трактате под словом «хулин» понимаются животные, относительно которых нет намерения предназначить их для жертвоприношения или посвятить их
храму
, а также полученные из них продукты питания — мясо, молоко, яйца и т. п..
Предмет рассмотрения
В
законе Моисея
имеется множество правил и запретов, касающихся кошерности мяса. Само право есть мясо изложено в отдельном постановлении:
Когда только пожелает душа твоя, можешь заколать и есть, по благословению Господа, Бога твоего, мясо, которое Он дал тебе, во всех жилищах твоих: нечистый и чистый могут есть сие, как серну и как оленя… Если далеко будет от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывать имени Его там, то заколай из крупного и мелкого скота твоего, который дал тебе Господь [Бог твой], как я повелел тебе, и ешь в жилищах твоих, по желанию души твоей.
Ограничения по кошерности мяса:
-
В пищу разрешено мясо только от определённых видов животных. Признаки разрешённых в пищу животных подробно изложены в
Лев.
и
Втор.
.
-
Запрещено есть
падаль
(נבלה,
невела
,
Втор.
).
-
Запрещено есть мясо животного, которое в момент убоя уже имело несовместимое с жизнью повреждение (טרפה,
трефа
— букв. «растерзанное»,
Исх.
).
-
Запрещена кровь животных и птиц (
Лев.
и во многих других местах).
-
Запрещено есть внутренний жир («
тук
»,
Лев.
).
-
Запрещён
седалищный нерв
(
Быт.
).
-
Запрещено варить козлёнка в молоке его матери (повторяется троекратно:
Исх.
,
,
Втор.
; из этого выводится запрет готовить и как-либо использовать смеси мяса крупного и мелкого скота с молоком).
Кроме того, имеется ряд предписаний, несоблюдение которых, однако, на кашрут не влияет
:
-
Зарезавший дикого зверя или птицу должен пролитую кровь покрыть землёй (
Лев.
);
-
Нельзя зарезать мать и детеныша в один день (
Лев.
);
-
Из птичьeго гнезда нельзя забрать вместе с птенцами и мать; последнюю надо отпустить на волю (
Втор.
,
);
-
Из каждой зарезанной израильтянином скотины следует выделить в дар какому-нибудь
священнику
плечо, челюсть и желудок; также надо отдавать священнику долю от стрижки овец (
Втор.
).
В иудаизме по очень древней традиции применяется способ ритуального убоя скота —
шхита
(שחיטה); животное, забитое другим способом, считается падалью, и есть его запрещено. Законоучители пытались отыскать основу для этого постановления в Торе и в итоге постановили, что это
галаха
, данная
Моисею
устно. Как намёк на использование шхиты трактуется выражение «заколай…, как я (Моисей) повелел тебе» из
Втор.
.
Рассмотрение всех вышеизложенных законов и составляет содержание трактата «Хулин».
Он представляет собой единственный в
Талмуде
трактат, где законы о кошерности пищи изложены вне связи с институтом
ритуальной чистоты
и храмовым культом, а потому соблюдаются
еврейскими
общинами и в настоящее время.
Содержание
Трактат «Хулин» в Мишне состоит из 12 глав и 73 параграфов.
-
Глава первая
описывает порядок совершения шхиты и сравнивает её с особым способом убоя жертвенных птиц — «меликой» (מליקה). Затем, по характерной для Талмуда ассоциации идей, Мишна переходит к сравнению других явлений самого разнообразного толка.
-
Глава вторая
посвящена вопросам годности совершённой шхиты.
-
Глава третья
описывает признаки смертельных телесных повреждений, делающих животное негодным в пищу («трефой»). Здесь же излагаются признаки кошерных животных.
-
Глава четвёртая
посвящена вопросу кошерности зародышей животных. Устанавливается, что зародыш, извлечённый из чрева скотины, зарезанной правильным образом, кошерен без шхиты.
-
Глава пятая
разбирает закон, запрещающий резать мать и плод в один день (
Лев.
).
-
Глава шестая
трактует предписание ο покрытии землёй крови птиц и диких животных (
Лев.
).
-
Глава седьмая
рассматривает закон ο
седалищном нерве
(גיד הנשה,
Быт.
).
-
Глава восьмая
посвящена запрету смешивания мяса с молоком. К запрету смешивать молоко и мясо кошерного скота раввины добавляют мясо кошерных зверей (оленя и т. п.) и птиц. Рыба, саранча и некошерные животные под запрет не попадают.
-
Глава девятая
рассматривает вопрос о ритуальной чистоте мяса и других частей тела животных: в каких случаях они становятся источником нечистоты в качестве падали, а в каких становятся восприимчивы к нечистоте в качестве пищи. Тематически эта глава относится скорее не к пятому, а к шестому разделу Мишны, который, собственно, и посвящён вопросам ритуальной чистоты.
-
Глава десятая
трактует предписание отдавать священнику долю от мяса: плечо, челюсти и желудок (
Втор.
).
-
Глава одиннадцатая
— рассматривает предписание о выделении священникам доли из стрижки овец (
Втор.
). Установлено, что отдавать долю следует при наличии не менее пяти овец, в количестве 5 сел (примерно 75 грамм — размер, достаточный для изготовления небольшого шерстяного изделия).
-
Глава двенадцатая
рассматривает запрет взять из гнезда мать вместе с птенцами (
Втор.
,
).
Интересные факты
-
Гемара
трактата «Хуллин» служит не только разъяснением Мишны, но и дальнейшим развитием её основных положений, и всегда с тенденцией к отягощению законов, что особенно замечается в законах ο «
терефе
»
и ο смеси молочного с мясным
.
-
В Тосефте 2:20-24 говорится об отношении к
еретикам
, в том числе к
иудеохристианам
; отношение это крайне негативное.
-
В Вавилонском Талмуде, 59б в ходе описания признаков кошерных животных упоминается
единорог
.
-
В Мишне 9:6 приводится мнение о том, что существуют мелкие, похожие на мышей животные, состоящие наполовину из земли.
-
В Вавилонском Талмуде, 94а приводится утверждение: «Запрещается красть сознание людей, хотя бы и язычников»: запрещено, например, приглашать человека в гости или предлагать ему подарок, заранее зная, что тот откажется.
-
Трактат завершается рассуждением о пользе исполнения заповедей: если о лёгкой заповеди отпускания птицы-матери сказано: «мать пусти, а детей возьми себе, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои» (
Втор.
), тем более это касается других заповедей Торы (Мишна, 12:5).
Примечания
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
|
Зраи́м
«Посевы»
законы земледелия
|
Моэ́д
«Праздники»
законы субботы и праздников
|
Наши́м
«Женщины»
правила семейной жизни
|
Незики́н
«Ущербы»
гражданское
и уголовное право
|
Кодаши́м
«Святыни»
заповеди
храмовой службы
|
Техаро́т
«Очищения»
законы ритуальной
чистоты и нечистоты
|
|
|
|
|
|
|
|
|