Александров-Серж, Александр Сергеевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алекса́ндр Серге́евич Бакуле́вский ( 24 января 1936 , Йошкар-Ола , Марийская АССР , СССР — 23 августа 2021 , Йошкар-Ола , Марий Эл , Российская Федерация ) — советский и российский график, Народный художник Российской Федерации (2006), автор иллюстраций к произведениям классической художественной литературы. Следовал принципам книжного оформления, выработанным В. А. Фаворским — создателем советской школы книжной иллюстрации.
Наряду с традиционными приемами в разных графических техниках использовал и новые возможности компьютерных технологий. Александр Сергеевич — мастер ксилографии . В этой технике выполнены иллюстрации к произведениям: « Повести Белкина » А. С. Пушкина, « История кавалера де Грие и Манон Леско » аббата А.-Ф. Прево , к стихам поэтов серебряного века: И. Ф. Анненского , А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой . Автор миниатюрных изданий произведений М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова , а также книги в ручном исполнении — романа М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита ».
Александр Сергеевич родился в городе Йошкар-Оле Марийской АССР . Отец Бакулевский Сергей Анатольевич (1900—1992) — служащий, участник гражданской и Великой Отечественной войн . Имел способности к рисованию. С фронта приходили его письма с рисунками для маленького Саши . Мать Самойлова Мария Ивановна (1908—1989) многие годы проработала в МГПИ им. Н. Крупской . Она привила сыну любовь к художественной литературе, поэзии. «Именно из детства идет многое, необходимое художнику», говорил, уже будучи зрелым мастером, Александр Сергеевич . Занятия в изостудии дома пионеров и коллекционирование репродукций с картин художников в открытках — главные увлечения в детстве .
Летом 1955 года в составе экскурсионной группы Саша побывал в Москве , в Третьяковской галерее , и увидел лучшие произведения русских художников. Вызвали восхищение творения великих европейских мастеров на выставке картин Дрезденской галереи . По совету руководителя изостудии Петра Афанасьевича Туголукова после 10 класса Саша поступил в Казанское художественное училище на живописно-педагогическое отделение .
Со второго курса его призывают на срочную службу в Советскую Армию . Отслужив 2 года, возвращается в училище для продолжения учебы .
В 1961 году Бакулевский закончил училище и поступил на графический факультет, отделение книжной графики Государственного института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде . Молодого художника увлекла печатная графика, дающая возможность «простыми», лаконичными средствами достигать наибольшей выразительности, глубины и объёмности изображений . Технике офорта учился в мастерской у графика, профессора В. М. Звонцова . Закончил институт в 1967 году с дипломной работой в технике ксилографии — иллюстрации к повести « Барышня-крестьянка » А. С. Пушкина под руководством профессора М. А. Таранова .
Основной работой по возвращении на малую родину стало сотрудничество с книжным издательством. С его иллюстрациями вышла книга Сергея Чавайна мар. «Ото» ( рус. «Роща» ), марийские народные сказки, эпос мари « Югорно » и другие произведения марийской тематики. Художник работал над портретами героев труда, пробовал себя в технике акварели, линогравюры, выполнял заказы художественного фонда.
С 1967 года Александр Сергеевич — член Союза художников РФ , председатель художественного совета Марийских художественно-производственных мастерских. Как профессиональный художник сотрудничал с издательствами: « Радуга », « Детская литература », « Удмуртия », Марийским книжным издательством .
В 1977 году художник, получив заказ от издательства « Советская Россия », иллюстрировал книгу А. С. Пушкина « Барышня-крестьянка », для которой сделал новые гравюры, и был удостоен Диплома первой степени на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» (1980) .
Итогом десятилетнего творчества стала первая персональная выставка «Сто графических работ» .
В 1980 году Александру Сергеевичу присуждено звание «Заслуженный деятель искусств МАССР» . Следующая работа в технике ксилографии — оформление миниатюрных книжек-малюток — подарочного издания « Повести Белкина ». Затем — иллюстрации к сборнику стихов А. С. Пушкина «Как наше сердце своенравно» и к роману « Евгений Онегин ». Так Пушкинская тема стала главной в творчестве Бакулевского.
Пушкин помогает осмыслить главное назначение искусства: чувства добрые в людях пробуждать. Он постоянно обращает иллюстратора к этой исконной традиции великого русского искусства.
— написал график в своей публикации в журнале «Художник»
Практически всю жизнь он иллюстрировал произведения А. С. Пушкина и считает, что именно это задало высокую планку его работе…
— И. Н. Соловьёва-Волынская (1926-2013), искусствовед, референт СХ России по графике
В 1986 году художник получил почётное звание Заслуженный художник РСФСР , и состоялась персональная выставка, посвящённая его 50-летию. В этом же году Дипломом Академии Художеств СССР «Лучшее произведение года» были отмечены иллюстрации к роману «Манон Леско» аббата Прево .
В 1999 А. С. Бакулевский награждён «Золотой Пушкинской медалью» за вклад в развитие, сохранение и приумножение традиций отечественной культуры. Творческая и общественная жизнь художника в эти годы насыщена важными событиями. Он участник более ста отечественных и зарубежных выставок, член выставкома нескольких выставок: «Советская Россия», «Большая Волга», III Всероссийской выставки «Искусство книги», делегат III—VI съездов художников РСФСР, делегат V—VIII съездов художников СССР. Одновременно художник продолжал работать в любимой технике ксилографии . Творческая удача А. С. Бакулевского — иллюстрации к стихам и портреты поэтов серебряного века: И. Ф. Анненского , А. А. Ахматовой , Б. Л. Пастернака , М. И. Цветаевой .
«Серебряный век русской литературы в современной графике» — первая персональная зарубежная выставка А. Бакулевского совместно с другим известным графиком Николаем Ивановичем Калитой , которая состоялась в 1993 году в Вене . Затем последовали персональные выставки в Германии (Гессен, Дуйсбург, Хангу, Фленсбург, Хунген, Гамбург), Франции (Гренобль) в 1994—2000 годах .
…придут новые люди, молодые интеллектуалы с ясными головами и востребуется настоящее искусство. И слово «художник» будет начертано с большой буквы. Верь мне: так будет!
— из письма В. Н. Звонцова к А. С. Бакулевскому
.
Слова учителя стали надёжной опорой художнику в непростые для него 1990-е годы. Изменения в издательской политике государства для Александра Сергеевича — это поиск себя в новых жанрах. В его творчестве появились монументальные живописные картины на исторические темы, серия портретов. Как произведение графического искусства малой формы, заметное место в творчестве художника занял экслибрис . Книжные знаки, выполненные по заказам коллекционеров, экспонировались на многих выставках и были отмечены наградами . Но работа над книгами не прекращалась никогда. Он проиллюстрировал и оформил 15 миниатюрных книжек классиков русской литературы, в том числе произведения: М. Ю. Лермонтова , Н. В. Гоголя , Ф. М. Достоевского , Л. Н. Толстого , А. П. Чехова , которые он издал собственными силами малым тиражом.
Особое место в творчестве Александра Сергеевича — уникальная книга в ручном исполнении — роман М. А. Булгакова « Мастер и Маргарита », выполненный в смешанной технике: тушь, перо, уголь, карандаш, акварель с использованием компьютерных технологий.
В 2004 А. С. Бакулевский получил приз «За лучший рисунок» на 79-м Международном Салоне Искусств в городе Бурж (Франция) .
В 2006 году за достижения в области изобразительного искусства мастеру присуждено звание « Народный художник Российской Федерации » .
В 2007 году стал лауреатом Государственной премии Республики Марий Эл .
Гравюры А. Бакулевского экспонировались на выставке Союза художников России «100 шедевров» в декабре 2007 года в Челябинске .
В 2011 году он награждён Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Союза художников России .
24 января 2011 года к 75-летию художника поздравительную телеграмму ему направил Президент России Дмитрий Медведев .
В это время деятельность художника получила новое направление. Военная служба в молодые годы в Забайкалье и Красноярском крае оставила яркие впечатления о Сибири. Его внимание привлекла деятельность Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска», который, занимаясь духовно-просветительской деятельностью, объединил вокруг себя учёных, писателей, деятелей культуры и людей неравнодушных к судьбе этого края. С выставки графики «Пушкиниана» в 2010 году, прошедшей в Тобольске, началось активное сотрудничество с фондом, значительно расширившее рамки творчества художника .
…я окунулся в «океан Сибирь», с наслаждением купаюсь в нём и не вижу берегов.
— из письма А. С. Бакулевского к А. Г. Елфимову
Знаменитые жители Тобольска, основатель города, воевода, губернатор, митрополиты, ссыльные, современные труженики, нефтяники — стали героями его новых рисунков. Иллюстрации к повести Валентина Распутина «Живи и помни» , оформление книжки и цветных иллюстраций к сказке П. П. Ершова «Конёк-Горбунок» — плоды сотрудничества с общественным благотворительным фондом .
В последние годы художника особенно остро волновали проблемы общества, связанные с насилием, которые вылились в серию рисунков «Чёрная акварель войны», представленных на выставках в Москве, Йошкар-Оле и Грозном в 2017—2019 годах. В них художник выразил весь ужас и трагизм взаимоуничтожения людей .
Мысли о состоянии современного искусства, литературные зарисовки жизненных наблюдений, впечатления от встреч с интересными людьми, графические работы составили книгу-альбом художника «Не только графика», выпущенную Марийским книжным издательством в 2020 году .
Выставка в Национальной художественной галерее города Йошкар-Олы , посвящённая 85-летию художника, в январе — феврале 2021 года подвела итоги многолетнего творчества. Кроме широко известных работ были представлены новые произведения: чёрные акварели из серии «Телега жизни» и линогравюра — портрет А. С. Пушкина , чей гений многие годы вдохновлял и питал художника . Ими завершилась собственная Пушкиниана мастера.
Не вполне завершённой работой осталась линогравюра — триптих «Великая семья», в которой изображение Юрия Крижанича и А. С. Пушкина в окружении Н. В. Гоголя и А. Мицкевича по замыслу автора олицетворяет единение славянских культур .
Александр Сергеевич скончался на 86-м году жизни 23 августа 2021 года . Похоронен на Туруновском кладбище города Йошкар-Олы.
Жена, сын, дочь . Сын Андрей Александрович (1962—2019) — член Союза художников России .
Ученик — Желваков Владислав Юрьевич — академик Российской Академии Художеств (2006), народный художник РФ (2007) .