Операция «Литани»
- 1 year ago
- 0
- 0
Бухтия́ровы
(от
перс.
Baxtiyâr
—
بختیار
) — российский
дворянский
и
однодворческий
род.
Записан во II часть
дворянской родословной книги (ДРК)
Полтавской губернии
Российской империи
.
По семейному преданию, родоначальником рода Бухтияровых был казак . Согласно одной из легенд, он спас от смерти знатного дворянина, который взял его к себе на службу. По другой легенде, Бухтияровы происходят от татар, состоявших на службе у русских князей . В свою очередь, литератор, искусствовед, профессор В. М. Неделин в документах Севского стола обнаружил в отписке ливенского воеводы от 7 февраля 2015 на Wayback Machine факт награждения ливенских боярских детей Игната Бохтиярова, Луки Плохого и казака Сеньки Тотаренкова земельными наделами.
Из книги В. М. Неделина «Орёл изначальный». Глава XIII «Жизнь и быт орлян в XVII веке»:
«Они израненными попали в полон в 1632 году после трагического для ливенцев боя в Савинской дубраве, где погиб отряд головы Василия Гринёва . Татары угнали их в Крым и на одном из рабовладельческих рынков продали пленников в Турцию . Служилым удалось сбежать в Персию , откуда они добрались до калмыков на Терек , а оттуда уже рукой подать было до русской земли — Астрахани . В январе 1638 года они доплелись до Ливен и подали челобитную о пожаловании их за «полонное терпение». Их прошение было удовлетворено, и вскоре ливенский воевода отпустил их на Москву для получения государева жалованья».
На основе этого методист Ливенского краеведческого музея В. А. Бобков предположил, что род Бухтияровых ведёт отсчёт от упомянутого в отписке Игната Бохтиярова.
Однако, по мнению автора публикаций по русской истории В. И. Уланова, этот род следует выводить от послужильцев князей
Бахтеяровых-Ростовских
: «…в
1604 году
князь
Андрей Иванович Бахтеяров-Ростовский
был
воеводой
в
Мценске
, а „с ним сын боярской Микитка Семенов Бахтеяров с товарыщи“». Однако предположению Уланова противоречит тот факт, что
Никита Семёнович Бахтеяров
был помещиком
Ливенского уезда
.
Из писцовой дозорной книги города Ливны и Ливенского уезда 1615/1616 гг.:
Петрухинского поместья Онсупова жеребей в деревне верх Плоскова колодезя под Середним лесом вопче с Микитою Бахтеяровым с товарыщи, что осталось за роздачею у Микитки да у Гришки Черных да у Ивана Мытенсково. А в том в остачном жеребью // (л.464) посмете и по скаске сторонних людей дикого поля 25 четив поле, а в дву по тому ж.
В действительности предков орловских Бухтияровых, некоторых рязанских Бахтияровых, курских Бахтояровых и воронежских Бухтояровых, имеющих общее происхождение от служилых татар , находившихся на русской службе и принявших крещение , следует искать среди одноимённых коломенских детей боярских. А их общим предком, очевидно, является служилый татарин Великого княжества Литовского Бахтияр Сеитович , который упоминается как представитель польско-литовских татар вместе со своим родным братом Довлетияром в четвёртой и шестой книгах записей Литовской метрики в 1489 , 1498 и 1499 годах . Известно, что сын Бахтияра Сеитовича от 4 марта 2016 на Wayback Machine (Аслан Бахтеяр) в начале XVI века ездил гонцом в Польшу . Сыновья же Арслана Бахтиярова известны по Коломенскому уезду , где они были размещены наряду с некоторыми другими родами татарского происхождения. Из потомков Арслана Бахтиярова известен коломенский землевладелец и губной староста ( 1577 - 1578 годов ) Безсон Борисович Бахтеяров, а также один из первых восточносибирских землепроходцев XVII века , якутский Еналей Леонтьевич Бахтеяров (внук предыдущего). Потомками этого рода, по всей видимости, стали рязанские Бахтияровы, а также Бухтияровы орловские — от ливенского помещика Никиты Семёновича Бахтеярова. От последних произошли курские Бахтояровы и воронежские Бухтояровы — от одного из младших сыновей Никиты Семёновича, Ивана Никитича, пожалованного поместьем в селе Хлевное Карачунского стана Воронежского уезда ( сегодня село Хлевное Хлевенского района Липецкой области ).
Из переписной книги Воронежского уезда, 1646 г.:
Сельцо Хлевное за помещики за воронежцы детьми боярскими стало внове, а в нем часовня, дв. попа Ондрея. За Иваном Микитиным сыном Бохтеяровым поместье: дв. его помещиков, крестьян и бобылей за ним нет.
Из потомков Ивана Никитича известны дети боярские Борис и Фёдор Бохтеяровы. Жители села Подхлевное (Хлевное), дети боярские Автамон и Борис Бахтеяровы в 1675 году упоминаются в «списке детям боярским двух станов Воронежского уезда по селениям, в которых они владели поместьями и крестьянами». В «списке селениям Карачунскаго стана Воронежскаго уезда, с показанием детей боярских и их крестьянских дворов в каждом из них» упоминаются дети боярские Симон Бахтеяров и его племянник Борис, за которыми в селе Хлевном в 1677 году был один крестьянский двор. В 1697 году в сказках землянцев упоминается Афанасей Григорьев сын Бохтояров.
Трудно сказать, в каком точно году и какое количество Бухтияровых начали нелёгкую жизнь в Ливенском уезде, однако самые ранние сведения о представителях этого рода содержаться в приправочной и переписных книгах Ливенского уезда XVII века, где они упоминаются в числе первых помещиков. В книге Г. М. Пясецкого «Труды Орловской учёной архивной комиссии» 1893 года , Бухтияровы, наравне с другими служилыми помещиками, заселявшими Ливенский уезд с начала XVII века, названы «бесстрашными пионерами, колонизаторами и первыми пахарями уезда». По всей видимости, самым первым поселенцем из рода Бухтияровых необходимо считать именно Никиту Семёновича Бахтеярова, за которым в 1615 году в Затруцком стане (за рекой Труды ) была деревня «верх плоскова колодезя под середним лесом» и пять душ крепостных крестьян мужского пола, что для Ливенского уезда в те годы считалось большим количеством.
В 1678 году Бухтияровы проживали в деревне Красной, на реке Сосне (правый приток Дона ), по которой, как известно, ещё до 1657 года ливенцы, ведшие торговлю с донскими казаками , сплавляли им хлеб и другие запасы; ходили к донцам для совместных походов под Азов против турок с целью наживы; уходили от преследований Московского правительства; а также приходили в Ливны казаки, притесняемые своими собратьями на Дону. Впрочем, в 1678 году Бухтияровы встречаются и в других поселениях. Несколько помещиков- однодворцев проживали в селе Никольском. Другая часть, по-видимому, была в числе прихожан церкви Покрова Пречистой Богородицы, так как относилась к жителям села Покровского. Некоторые из этих Бухтияровых жили в деревне Погожей Покровской волости , а один принадлежал к однодворческому населению деревни под названием Косожа, что находилась на реке Косоже ( Косорже ). А вот в числе десяти однодворцев деревни Мисайлова, относившейся к тому же церковному приходу , в одно и то же время жили Бахтеяров и Бухте(я)ров.
Ко всему прочему в исторических документах XVII века обнаруживаются имена и других представителей рода, которые нередко упоминаются русскими историками в XIX столетии: Клим Гурьев сын Бахтеяров ( 1635 ), Абакум Игнатьев сын Бахтеяров ( 1650 ) с сыновьями Матвеем ( 1677 ), Филимоном ( 1681 , 1685 , 1692 ), Яковом ( 1683 ), Никитой и Клементием ( 1687 ); Прокофей Дмитриев сын Бахтеяров (1681, 1690 ) и его сыновья Потап и Марко ( 1690 ); Феоктист (1687) и Потап ( 1682 ) Ивановы сыновья Бахтеяровы, Федот и Иван Максимовы дети Бахтеяровы ( 1689 ); Иван Никифоров сын Бахтеяров (1692), Григорий Филимонов сын Бахтеяров (1692); Ларион и Василей Карповы сыновья Бахтеяровы ( 1695 ); а также Иван Дмитриев сын Бахтеяров ( 1700 ) и Иван Павлов сын Бахтеяров (1700).
В 1692 году некоторые из этих служилых людей владели землёй в деревне Колпенской, «что была пустошь дикое поле на реке Сосне» ( сегодня пгт Колпна ). Земельные наделы в Колпенской имели тогда 42 человека, в числе которых были Никифор Иванов сын Бахтеяров (1682, 1700), Филип Иванов сын Бахтеяров (1682, 1696 , 1700), Ерофей Игнатьев сын Бахтеяров (1692), а также Макар (1697, 1700), Ларион и Максим Савельевы дети Бахтеяровы (1700). А вот в деревне Бахтеярова «верх плоскова колодезя» ( сегодня деревни и Колпнянского района Орловской области ), состоявшей в приходе храма села Богоявленского, в конце XVII — начале XVIII веков было 18 помещиков, в числе которых были указанные выше землевладельцы деревни Колпенской, а также Савостьян, Василей, Мартин и Яков Феоктистовы дети Бохтеяровы (1700).
В начале 1730-х годов некоторые Бухтияровы пополнили ряды Ливенского конного ландмилицкого полка, формировавшегося из потомков «старых» служилых людей в 1732 году в Ливнах, и были отправлены на Укрáинскую пограничную оборонительную линию для защиты Российской империи от набегов войск Крымского ханства . Часть из них была послана для строительства и обороны пяти бастионной «Ливенской» крепости («Маячковской», «Маяцкой» до 1738 года ) и прилегающих к ней участков линии ( сегодня это место находится в селе Ливенское Новосанжарского района Полтавской области ). Некоторые, вероятно, охраняли участок границы в районе крепости «Васильевской», или «Святого Василия». Сейчас это место находится в селе Нехвороща Новосанжарского района Полтавской области. Кроме того, в ревизской сказке села Меловая ( сегодня село Меловая Балаклейского района Харьковской области ) 1748 года есть упоминание о некоем однодворце Косме Бохтяерове, который был туда переселён вместе со своей семьёй из села Сторжевое Сурженского (Судженского) уезда ( ныне село Сторожевое Большесолдатского района Курской области ).
Во время правления Екатерины II , с 1763 года , полки были расквартированы в городах. После упадка значимости Украинской линии в связи с присоединением к Российской империи Дикого поля в конце XVIII века некоторые потомки этих служилых людей продолжили службу на территории Слободской Украины . В 1787 году в казачье звание был обращён житель села Михайловского Змиевского уезда Харьковской губернии ( сегодня село Михайловка Первомайского района Харьковской области ) однодворец Иван Иванов сын Бохтияров, который в казачьем звании упоминается вплоть до 1798 года . А в 1795 году в казачье звание были обращены ещё четыре семьи Бахтияровых.
Из статьи специалиста по дворянской генеалогии, научного консультанта музея-усадьбы И. С. Тургенева «Спасское-Лутовиново» Н. М. Чернова «Однодворцы в московском пограничье»:
Из бумаг времён Екатерины II можно извлечь, например, почти весь набор бытующих ныне родовых прозваний: Стрельниковы, Теряевы , Уваровы , Рыбины, Бухтияровы , Псаревы, Клевцовы, Агеевы. Список можно продолжить.
Позднее некоторые представители рода «приписались» к терскому казачеству . Кроме того известно, что в 1836 году житель Воронежской губернии однодворец Семён Бухтияров поступил на службу в Кавказское линейное казачье войско и был переселён в станицу Разшеватскую ( сегодня станица Расшеватская Новоалександровского района Ставропольского края ). И только в 1856 году поручик Бахтияров Димитрий Фёдорович был утверждён в дворянском достоинстве и внесён во II часть дворянской родословной книги Полтавской губернии (Указ Герольдии об утверждении в дворянстве от 10 декабря 1856 года № 7325). Из его потомков известны Владимир и Иван Бахтияровы (сыновья).
Впрочем, часть рода по-прежнему находилась в Орловской губернии, в деревне Бухтеярова, которая в 1850-е годы принадлежала двум офицерам из рода Шушлябиных , их родственнице Елене Юрьевне Плещеевой и однодворцам Турбинным. Ещё одна часть принадлежала однодворцам Бухтияровым и дворянам Тихону Герасимовичу, Ефрему Герасимовичу и Семёну (Сергию) Ильичу Бухтеяровым. Представители другой части рода, владевшие ещё в 1760-е годы землёй в селе Луковец и деревне Нижний Кунач Покровской волости Малоархангельского уезда ( сегодня село Луковец Малоархангельского района Орловской области и целых три деревни, ранее бывших одной: Петровка , Хаустово , Ретинка ), в 1850-е годы по-прежнему имели там наделы, хотя бóльшая часть земли в то время была за дворянами Оловенниковым . Кстати сказать, там же, неподалёку, вплоть до Великой Отечественной войны (ВОВ) существовала ещё одна деревня под названием Бухтиярово.
В начале августа 1918 года в Ливенском уезде Орловской губернии началось вооружённое выступление местных зажиточных крестьян, духовенства и аристократии против большевиков, известное в истории под названием «Ливенское восстание» . Среди участников этого мятежа были и некоторые потомки однодворцев Бухтияровых. Один из них, П. С. Бухтияров, после неудачи восстания решил увезти свою семью в Сибирь (бóльшая часть Сибири находилась на тот момент уже под контролем Временного Сибирского правительства , а после омских событий 18 ноября 1918 года — правительства А. В. Колчака ), а сам в надежде получить работу на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) уехал в Харбин , где какое-то время жили и потомки дворянской ветви. Однако стать служащим КВЖД П. С. Бухтиярову не удалось, и через некоторое время он переехал в Шанхай , где, по его словам, почти год проработал портовым грузчиком. Но после того, как власти Китайской Республики отказались признавать дипломатические представительства Российской империи, сделав тем самым русских людей апатридами , он решил вернуться обратно. Интересным представляется тот факт, что однажды он сообщил своему младшему сыну о причастности в те годы к одной из белоэмигрантских боевых организаций.
Как бы то ни было, приняв советское гражданство и окончив в конце 1920-х годов курсы так называемых двадцатипятитысячников , он уже в начале 1930-х годов был направлен на организационные работы на Украину , а позднее — на Северный Кавказ . Однако страдания соотечественников, в том числе и некоторых его родственников, ставших жертвами политических репрессий, и начавшийся в этот период массовый голод , в результате которого в возрасте семи лет погиб один из его сыновей, явились причиной неоднократного нарушения им законов. За раздачу колхозного зерна голодающим и сопротивление идеям коллективизации и раскрестьянивания ему грозило 10 лет исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Но по счастливой случайности сурового наказания удалось избежать. По его словам, он был отпущен после написания И. В. Сталину письма с просьбой об освобождении, которое удалось передать через конвоира. Дошло ли на самом деле обращение Бухтиярова до лидера Советского государства или нет, неизвестно, но за несколько дней до отправки в лагерь, он был освобождён. Впрочем, эта история могла печально закончится в 1937 году , однако и тогда ему удалось уйти от наказания и скрыться от дальнейших преследований. Иных же не обошли стороной тяжёлые испытания. В результате политики, которая проводилась Советской «верхушкой» в 1930-е годы, многие были арестованы, отправлены в исправительные лагеря и расстреляны. Репрессивные меры были применены к И. С. Бухтиярову, М. А. Бухтиярову, А. М. Бухтиярову, Е. М. Бухтияровой, Д. Г. Бухтиярову, В. Я. Бухтияровой и другим. Однако, вероятно, были среди Бухтияровых и те, кто прямо или косвенно поддерживал подобную политику власти.
Тем не менее, в период ВОВ многие представители рода служили в рядах РККА . Сражаясь с немецкими захватчиками, некоторые из них погибли. Но, несмотря ни на что, большинство из них всё же смогли передать эстафету жизни будущим поколениям. Сегодня потомки Бухтияровых проживают в России и за рубежом. Прямым потомком одной из однодворческих ветвей является генеалог, мемуарист и автор стихов Семён Бухтияров-Орловский. Из другой ветви рода происходит депутат Орловского областного Совета народных депутатов нескольких созывов Олег Бухтияров.
Фамилия Бухтия́ров является производным от мужского персидского имени Бахтия́р ( Baxtiyâr — بختیار — «счастливый» ).
Согласно главной версии, в основе фамилии — самоназвание группы скотоводческих племён Юго-Западного Ирана — бахтиаров , которые заселяли Персию ещё до её завоевания арабами в середине VII века нашей эры. Оттуда этноним перекочевал в арабо-тюркский мир и, соответственно, стал антропонимом .
По версии Н. А. Баскакова , фамилия Бухтияров произошла от тюрко-персидского „бяхет ир“ (счастливый муж»). По мнению Б. Г. Унбегауна , фамилия Бухтияров имеет старинное татарское происхождение (от слова со значением «счастливый») и восходит к эпохе Московского княжества времён татарского ига ( 1240 - 1480 годов ). А. В. Суперанская выводит эту фамилию от персидского имени «Бахтияр», частицу «яр» в котором определяет как суффикс, оформляющий основу «бахт» (счастье). Интересно, что Бахт ( арм. Բախտ — «судьба», «рок») — это также имя древнеармянского мифологического божества дохристианского периода, в народном сознании наделявшегося особыми качествами вершителя человеческих судеб и устроителя личного и семейного счастья.
По словам Т. А. Шумовского , персидское слово «бахт» образовано из древнеперсидского «бхага» , которое, в свою очередь, является сочетанием персидского «баг» (Бог) и армянского (из персидского) «т(эх)» то есть «место». Любопытно, что, например, в древней индуистской мифологии имя Бхага носит божество, которое в ведах выступает как воплощение счастья, распределитель даров и удачи между людьми. В Индии считается, что Бхага посылает людям счастье, состоящее в достатке и плодородии.
В любом случае имя Бахтияр и производные от него отчество и фамилия имеют весьма древнее происхождение и означают «счастливый», буквально — «друг счастья». На страницах русских исторических летописей имя Бахтеяр впервые появляется в XV веке . На рубеже XV—XVI веков приобретает известность и фамилия Бахтеяров. На Руси носителями этой фамилии изначально были, очевидно, потомки золотоордынцев , служилые люди татарского происхождения: беки , мурзы , казаки .
Иноязычная по происхождению фамилия в XVII—XIX вв. имела несколько вариантов написания: Бахт е яров, Бахт и яров, Б у хтеяров и т. п. Под влиянием русского оканья , вероятно, по тому же принципу, как от персидских слов «б а гадур» (герой) и «б а г яр» (друг Божий) в русской среде родились «б о гатырь» и «б о ярин» , возникло и многообразие вариантов произношения и написания этой фамилии через « о », например: Бахт о яров, Б о хт о яров, Бухт о яров.
М. Б. Оленев . Серия «География фамилий». Часть IV. Крестьянские фамилии Орловской области:
БУХТИЯРОВ (БУХТИАРОВ). «Южная фамилия». В этих районах проживает 80% носителей фамилии: Ливенский (ЮГО-ВОСТОК) (дер. Важжово, с. Никольское, с. Ревякино и дер. Шебановка), Должанский (ЮГ) (с. Кривцово-Плота) и Колпнянский районы (ЮГ) (дер. Бухтиярово, с. Фошня и с. Мисайлово). Также фамилия зафиксирована в ЦЕНТРЕ: Покровский район (дер. Ретинская и дер. Кунач).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виленские
служилые помещики (кон. XV) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коломенские помещики,
дети боярские (XVI-XVII) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рязанские дети бояр.,
однодворцы (XVII, до 1866) |
|
|
|
Ливенские дети бояр.,
однодворцы, лич. дворяне (XVII, до 1866) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Украинская
ландмилиция (XVIII) |
|
|
|
Воронежские
однодворцы (до 1866) |
|
|
|
Курские однодворцы
(до 1866) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слободские казаки
(кон. XVIII) |
|
|
|
Линейные
казаки (нач. XIX) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Полтавское
дворянство (сер. XIX) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||