Interested Article - Стенка на стенку

Лубочное изображение кулачного боя конца XVIII в. «стенка на стенку» (Из собрания Д. А. Ровинского )

Стено́шный бой или бои стенка на стенку — старинная русская народная забава .

Забава заключается в кулачной схватке двух линий («стенок») между собой. В стеношном бою участвуют лица мужского пола от 16 до 60 лет. Количество участников варьируется от 10—15 до нескольких сотен человек. Наиболее массовые бои стенка на стенку устраиваются на Масленицу .

Основные правила

В стенке могут принимать участие все совершеннолетние лица мужского пола.

В боях «Стенка на стенку» приняты следующие правила:

  • со спины не атаковать;
  • удары наносить только руками (ногами допускается делать подсечки и подножки );
  • товарищей беречь;
  • запрещаются удары в лицо, а также в область выше кадыка и ниже солнечного сплетения ;
  • если прорвался сквозь строй противника, оббегаешь обе «стенки» и встаёшь в «свою»;
  • если кто-то упал, его бить немедленно прекращают.

Победа присуждается той «стенке», которая прогнала с территории боя противника, оттеснив его до определённой линии.

Количество соступов : до трёх побед с одной стороны.

Между соступами проходят поединки, борьба на кулаках один на один, перетягивание палки, конный бой, двое на двое, трое на трое и любые другие состязания, о котором договорятся бойцы перед поединком.

История стеношных боев

Стеношный бой, Масленица 2019 г., Малые Корелы

Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой . О популярности именно стеношной формы кулачного боя, так называемых боёв стенка на стенку свидетельствуют и воспоминания очевидцев — А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова , П. П. Бажова и В. А. Гиляровского , а также изыскания первых русских этнографов , описателей народной жизни — И. Е. Забелина и И. П. Сахарова , строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года «О кулачных боях», определявший регламент рукопашных схваток. Также существовал указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В указе говорилось, что желающие участвовать в кулачных боях обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. А. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и как относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века:

Местные власти, кажется, смотрят на этот… обычай сквозь пальцы, не имея, вероятно, в виду положительных предписаний начальства, а может быть и сами исподтишка были зрителями подобных побоищ, тем более, что многие значительные в городе люди, поборники старины, считали эти забавы весьма полезными для развития и поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа. Да и мудрено было арзамасскому градоначальнику, то есть городничему , справиться при помощи 10—15 будочников и даже полной инвалидной команды в 30—40 человек со сборищем бойцов, которое, кроме подзадоривающих их многочисленных зрителей, простиралось, по словам очевидцев, до 500 человек.

Указ о повсеместном и полном запрещении кулачных боев был включён в свод законов Николая I в 1832 году. В томе 14, часть 4-я, статья 180 кратко говорит:

Кулачные бои как забавы вредные вовсе запрещаются.

То же дословно было повторено и в последующих изданиях этого свода законов. Но, несмотря на все запреты, кулачные бои продолжались. Они проводились в праздничные дни, иногда каждое воскресенье.

Название «стенка» произошло от традиционно установившегося и никогда не менявшегося в кулачных боях боевого порядка, в котором стороны бойцов выстраивались в плотную линию из нескольких рядов и шли сплошной стеной на «противника». Характерная черта стеношного боя — линейные построения, необходимость которых диктуется задачей состязания — вытеснить противоположную партию с боевой площадки. Отступивший противник перегруппировывался, собирал новые силы и после передышки снова вступал в бой. Таким образом, бой состоял из отдельных схваток и длился обычно по несколько часов, до тех пор пока одна из сторон окончательно не одолевала другую. Стеношные построения имеют прямые аналогии с построениями древнерусской рати .

Масштабы массовых кулачных боёв были самыми различными. Бились улица на улицу, деревня на деревню и т. п. Иногда кулачные бои собирали по несколько тысяч участников. Везде, где происходили кулачные бои, имелись постоянные традиционные места для их проведения. Зимой обычно бились на льду реки: ровная поверхность льда, занесённая снегом, и утрамбованная, была удобной для боя, просторной площадкой. Кроме того, река служила естественной границей, разделявшей город или район на два «лагеря». Так, в XIX столетии в Москве излюбленные места для кулачных боев располагались на Москве-реке у Бабьегородской плотины , у Симонова и Новодевичьего монастырей, у Воробьёвых гор и др. В Петербурге бои происходили на Неве , Фонтанке , у Нарвской заставы .

У «стенки» был предводитель. В разных областях России его называли по-разному: «башлык», «голова», «староста», «боевой староста», «предводитель», «старый чоловик», «атаман». Накануне боя руководитель каждой стороны вместе с группой своих бойцов разрабатывал план предстоящего боя: например, выделялись сильнейшие бойцы и распределялись по местам вдоль всей «стены» для руководства отдельными группами бойцов, составлявших боевую линию «стены», намечались резервы для решительного удара и маскировка в построении главной группы бойцов, выделялась особая группа бойцов для того, чтобы выбить из боя какого-нибудь определённого бойца со стороны противника и т. п. Во время боя руководители сторон, непосредственно участвуя в нём, подбадривали своих бойцов, определяли момент и направление решительного удара. У П. П. Бажова в сказе «Широкое плечо» приведено наставление башлыка своим бойцам:

Расставил бойцов, как ему лучше показалось, и наказывает, особенно тем, кои раньше в корню ходили и за самых надежных слыли. — Гляди, без баловства у меня. Нам без надобности, коли ты с каким Гришкой-Мишкой на потеху девкам да закладчикам станешь силой меряться. Нам надо, чтоб всем заодно, широким плечом. Действуй, как сказано.

Стеношные бои в настоящее время

Cтенка ( ) — международный вид спорта. Международная федерация боевого искусства Стенка зарегистрирована в 2007 году в г. Лозанне , Швейцария .

В настоящий момент вид спорта Стенка активно развивается в 24 странах мира.

Вид спорта «Стенка» основан на традиции стеношных боев.

Соревнования проводятся в трёх разделах:

  1. Борьба (об одну ручку)
  2. Сам на сам
  3. Стенка на стенку

Первый прошёл в Москве в 2016 году.

См. также

Примечания

  1. , с. 71.
  2. Комментарий. Соступ — согласно В. И. Далю, действие по значению глагола «соступать», в данном случае — «соступаться, соступиться, сходиться на бой, сражение, драку». Примеры: «Соступились кулачники стена со стеной… На первом соступе уложили Александра, атамана повольников». См.: Толковый словарь Владимира Даля онлайн, от 30 января 2023 на Wayback Machine

Литература

  • Пономарёв В. Народные игры, забавы, ристания на Вятке. — Киров: Вятское литературно-худож. изд-во Кировского отд-ния СФК, 1991. — 83 с.
  • Стенка на стенку // / Н. Г. Вознюк. — М. : Рипол-классик , 2009. — С. 163. — 320 с. — ISBN 978-5-386-01209-0 .

Ссылки

  • А. И. Фёдоров. Стенка на стенку // Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . — 2008. // Фразеологический словарь русского литературного языка
  • Гладкова М. // « Вечерняя Москва » № 6 (25026) от 19.01.2009
  • на YouTube // ТВ Центр , 12.03.2009
Источник —

Same as Стенка на стенку