Родился 26 мая 1940 года в Москве. В детстве проявил интерес к скульптуре, занимался у скульптора-анималиста
В. А. Ватагина
. В 1952 году поступил в художественную школу при
Московском государственном академическом художественном институте имени Сурикова
. Через год вместе с семьёй переехал в Ригу. Участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. В возрасте 15 лет стал вольнослушателем отделения скульптуры
Академии художеств Латвийской ССР
, в которую и поступил по окончании школы в 1957 году на 2-й курс. Учился у
Э. Е. Мелдериса
,
Т. Э. Залькална
. С 1960 года жил в собственном доме в
Вецаки
. В этом же году впервые был удостоен высокой оценки зрителей и критики на республиканской выставке мастеров изобразительного искусства за бюст американского пианиста
Вана Клиберна
. В 1962 году окончил Академию художеств, выполнив дипломную работу «Коммунизм — это молодость мира» (гипс) под руководством
К. Я. Земдеги
. Остался работать в своей
alma mater
, где с 1962 по 1982 год был старшим преподавателем, с 1982 года — доцентом, с 1987 года — профессором
.
В 1979 году снялся в документальном фильме
Г. В. Франка
«Пробуждение», в котором был запечатлён процесс создания скульптурного портрета режиссёра
С. М. Эйзенштейна
.
В 1995—1996 году в Риге на
улице Кунгу
, 33 открыл курсы скульпторов для талантливой молодёжи
.
Умер 21 июня 1997 года в Риге.
Семья
Жена (с 1962) —
Валентина Зейле
, скульптор. Впоследствии развелись
.
Мать — Ирина Михайловна Васильева (1914—2013), в 1934 году вместе с мужем была репрессирована за «контрреволюционную агитацию в группе», сослана на пять лет в Казахстан
.
Отец — Виктор Зиновьевич Окунчиков (1913—1983), спортивный тренер по верховой езде. После освобождения в 1939 году работал тренером по конной выездке на базе
ДОСААФ
в
Тушино
, объездчиком лошадей на ипподроме
Василия Сталина
.
Бабушка — Ольга Осиповна Пенерджи (урождённая Габай; 1895—1982), дочь
караимского
табачного фабриканта, директора «
Товарищества табачной фабрики С. Габай
» Иосифа Самуиловича Габая (1872—1939). Скульптор, училась во
ВХУТЕМАСе
, член Союза художников СССР. В 1925 году развелась и уехала в Ригу, где вышла замуж за своего двоюродного брата Самуила Пенерджи. В 1932—1938 годах продолжила обучение в Латвийской академии художеств. Сотрудничала с Рижской фарфоро-фаянсовой фабрикой М. С. Кузнецова. После смерти
Сталина
предложила семье дочери переехать к ней в Ригу. Показала работы своего внука Т. Залькалну, который разрешил юному скульптору посещать занятия в Академии художеств как вольнослушателю
.
Творчество
Васильев — мастер скульптурного портрета. Работал в жанре станковой и монументальной скульптуры. Для своих произведений использовал в основном красное дерево, реже — камень и металл. Обращался к восточным и индийским философским мотивам, сакральной теме. Поздние работы затрагивают библейские сюжеты. В 1970—1980-е годы трижды побывал с творческими поездками в Индии, Сингапуре, Малайзии, Шри-Ланке. Одна из поездок в
Дели
ознаменована встречей с премьер-министром
Индирой Ганди
, со
Святославом Рерихом
. Композиции скульптора украшают некоторые храмы Латвии и США. В 1990-е годы несколько раз посещал США. Незадолго до смерти был в Израиле. Участвовал в выставках с 1959 года. Первая персональная выставка открылась в Юрмале в 1971 году
.
В 2015 году в Латвии под авторством И. Дименштейна и И. Яхимович издана книга «Скульптор Игорь Васильев. Сердце большого калибра»
.
Портрет народного артиста СССР Эд. Смилгиса (1961; 1963)
«Н. Островский» (1963)
«Клятва гвардейца» (1964)
«А. А. Блок» (1967)
Общественная деятельность
Член Союза художников СССР (с 1963)
Член Латвийского общества имени Н. К. Рериха (с 1988)
Член Российского комитета солидарности стран Азии и Африки
Награды
Вторая премия Министерства культуры СССР за скульптуру «Александр Блок» (1967);
Серебренная медаль Союза художников СССР за скульптурный портрет Ноны Гаприндашвили (1968);
Премия и Почётная грамота ЦК ВЛКСМ за скульптурный портрет Николая Островского (1969);
Премия Ленинского комсомола Латвийской ССР за серию портретов выдающихся деятелей культуры (1972);
Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1981)
.
Примечания
Подберезина Е.
Путь к храму : Выставка в соборе Петра //
Ригас балсс
. — 1990. — № 231 (27 декабря). — С. 3.
Робинсон Д. В.
. —
СПб.
: Банк Петровский, 1994. — 123 с.
3 сентября 2021 года.
↑
Васильев, Игорь Викторович // Бойченко — Геонджиан / сост. библиограф
О. Э. Вольценбург
; авторы ст.: Л. А. Беспалова, А. Х. Грансберг, Л. М. Левина … [и др.]. —
М.
: Искусство, 1972. — С. 186. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т. [4 т., 5 кн.] /
Акад. художеств СССР
,
НИИ теории и истории изобраз. искусств
; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер,
Б. В. Веймарн
… [
и др.
]
; 1970—, т. 2).
↑
Малнач А.
(неопр.)
.
Русские Латвии
. Дата обращения: 31 августа 2021.
30 августа 2021 года.
↑
(неопр.)
.
Русские Латвии
. Дата обращения: 31 августа 2021.
30 августа 2021 года.
↑
(неопр.)
.
Скульптор Игорь Васильев
. Дата обращения: 31 августа 2021.
2 сентября 2021 года.
Озолиня М.
(неопр.)
Вестник культуры международного рериховского движения
. Дата обращения: 31 августа 2021.
2 сентября 2021 года.
↑
Дименштейн И.
(неопр.)
.
Русские Латвии
. Дата обращения: 31 августа 2021.
30 августа 2021 года.
Дименштейн И.
(неопр.)
.
Русские Латвии
. Дата обращения: 31 августа 2021.
30 августа 2021 года.
(латыш.)
.
Timenote.info
. Дата обращения: 3 сентября 2021.
3 сентября 2021 года.
Прохоров Д. А.
Крымские караимы и развитие табачной промышленности в Российской империи в конце XIX — начале XX век // МАИАСК. — 2018. — № 10. — С. 343. —
ISSN
. —
doi
:
.