Interested Article - Гикатилла, Иосиф бен-Авраам

Иосиф бен-Авраам Гикатилла (Джикатилья; ивр. יוסף בן אברהם ג'יקטיליה ‎; род. в 1248 г. в Мединасели , Старая Кастилия, ум. в Пенафиеле , Португалия, после 1305 г.) — испанский раввин и каббалист , автор многочисленных трактатов .

Имя

Гикатилла (Джикатилья) происходит от исп. Chiquitilla . В различных манускриптах имя автора пишется по-разному: «Гризибул», «Карнитол» и «Гекатил», — все именования являются искажениями от «Гикатилла».

Ученичество и способности

Гикатилла был сыном некого Авраама и учеником каббалиста Авраама Абулафии (1240 — после 1291), который его очень восхвалял как продолжателя своего учения . Гикатилла приобрёл настолько глубокие познания в каббале , что его считали способным творить чудеса и называли поэтому «Иосиф Баал га-Ниссим» («чудотворец») . Подобно своему учителю, Гикатилла занимался мистическими комбинациями и перестановками букв и чисел. Однако Гикатилла не был противником философии, наоборот, он пытался примирить философию и каббалу, утверждая, что последняя является основой первой.

Труды

Гикатилла был плодовитым писателем. Его сочинения в общем представляют переход от философских воззрений к мистицизму . Первое произведение («Ginnat Egoz») он написал в 26 лет, и оно показывает, что он обладал значительными познаниями в светских науках и был знаком с произведениями Ибн-Габироля , Ибн-Эзры , Маймонида и др.

«Ginnat Egoz»

«Ginnat Egoz» (גנת אגוז) — каббалистический трактат в трёх частях (изд. Ханау , 1615). Название книги, взятое из Песни Песней (6, 11), означает «Ореховый сад»; слово Ginnat (גנת) состоит из инициалов слов « Gematria », « Notarikon » и « Temurah », трёх главных элементов каббалы, а «Egoz» (орех) является эмблемой мистической, тайной науки.

Первая часть трактует ο различных именах Бога , встречающихся в Библии . Согласно Гикатилле, « Ягве » есть единственное имя, вполне представляющее сущность Бога; остальные имена — лишь обозначения божественных атрибутов. «Ягве» — это Бог таков, каков Он есть, между тем как « Элогим » означает Бога как творческую силу.

Во второй части, трактующей ο буквах алфавита , Гикатилла утверждал, что число десять есть непосредственная эманация Ягве, первопричины, и является источником всего существующего; он пытался доказать своё утверждение различными комбинациями, основанными на религии, философии, физике и мистике. Он утверждал, что талмудическое воззрение, по которому пространство наполнено духами, согласуется с мнением философов, отвергающих пустое пространство. Он трактовал также ο солнечных и лунных пертурбациях и указывал относительные размеры планет.

Третья часть трактует ο гласных знаках :

  • три основных гласных знака — « cholem » (холем = о) , « schurek » («וּ» = у) и « chirek » (хирек = и) — представляют высший, средний и низший миры;
  • три составных гласных знака — « zere » (цере = и), « segol » (сегол = е) и « schewa » (шва ) — знаменуют построение этих миров;
  • « patach » (патах = а/я) и « kamez » (камец = а/я) представляют их движения.

Гикатилла иногда критиковал « Сефер Йецира » и « », но относился с большим уважением к Маймониду даже тогда, когда был не согласен с его мнением. Он, кроме того, часто приводил мнения других авторов — Ибн-Габироля , Самуила ибн-Нагида и Авраама ибн-Эзры .

Сокращённое изложение сочинения И. Гикатиллы «Ginnat Egoz» сделал Элиаким бен-Авраам в своём «Maajan Gannim» .

«Schaare Ora»

В произведении «Schaare Ora» (или «Sefer ha-Ora»; שערי אורה), трактующем об именах Бога (изд. Мантуя , 1561), Гикатилла занимал несколько враждебную позицию по отношению к философии. Он цитировал только « Сефер Йецира » и «Pirke Hekaloth», и мнения, высказанные им в этом произведении, находятся, между прочим, в противоречии с прежде высказанными им взглядами относительно сфер . Поэтому отрицал принадлежность произведения Гикатилле, несмотря на свидетельства древних авторов. Эти различия являются, впрочем, только показателями перехода Гикатиллы от философии к мистицизму.

«Schaare Ora» цитируется Шем Тобом бен-Шем-Тобом , и ; Реубен бен-Гошке в своём «Jalkut Reubeni» приводит пространные извлечения из него .

Текст переведён на латинский язык Паулем Рицием , и Рейхлин пользовался им для защиты своих мнений в диспутах с противниками .

«Schaare Zedek»

«Schaare Zedek» (или «Schaare ha-Schammajim»; изд. Рива-дель-Гарда , 1561) — трактат Гикатиллы ο десяти сферах (изд. Иола, 1566), представляет простую переработку предыдущего «Schaare Ora» .

«Hassagoth»

Трактат «Hassagoth» (не издавался) состоит из примечаний к « Moreh » Маймонида . Гикатилла пользовался переводом Алхаризи , в котором исправлял некоторые ошибки. По-видимому, он написал «Hassagoth» в начале своей литературной деятельности, когда был скорее философом, чем мистиком.

Другие труды

  • «Sefer ha-Nikkud» — мистическое объяснение гласных знаков, напечатанное вместе с «Arze Lebanon» (Венеция, 1601);
  • «Sod ha-Chaschmal» — сочинение, тождественное, согласно Цунцу , с «Perusch Merkabah», каббалистическим комментарием к видению Иезекиила ;
  • «Zapnat Paaneach» — комментарий к «паcхальной агаде» (ib., 1600 [?]);
  • «Sodoth ha-Mizwoth» — каббалистическое объяснение 613 заповедей ;
  • «Iggeret» — каббалистические очерки (изд. Феррара, 1554);
  • «Teschuboth» — респонсы ;
  • «Schaar Meschalim» — каббалистический очерк в 138 параграфах;
  • «Ozar ha-Kabod» — согласно Еллинеку , то же, что «Sodoth ha-Mizwoth».
  • Еллинек полагал, что Гикатилла написал каббалистическое произведение «Hekalot», носившее характер, аналогичный «Pirke Hekaloth».

Критика

Исаак бен-Самуил из Акры в своём «Me’irat Enajim» сурово порицал Гикатиллу за слишком частое употребление им Священного имени .

Federico Dal Bo, Emanation and Philosophy of Language. An Introduction to Joseph ben Abraham Giqatilla , Los Angeles, Cherub Press, 2019.

Примечания

  1. JOSEPH IBN GIQATILIA // (фр.) — .
  2. Joseph b. Abraham Gikatilla // (исп.) Real Academia de la Historia , 2011.
  3. Chicatella, Yosef ben Abraham //
  4. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  5. Jellinеk , Bеth Hamidr., III, XL
  6. Zacuto , Juchasin, 224а
  7. Здесь и дальше: // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  8. // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . — СПб. , 1908—1913.
  9. Orient Lit., VI, 227

Ссылки

Источник —

Same as Гикатилла, Иосиф бен-Авраам