Игроки ВК «Модена»
- 1 year ago
- 0
- 0
Иегуда Арье Ми-Модена ( ивр. יהודה אריה ממודנה ), более известный как Леоне да Модена ( итал. Leone da Modena ) или Леон из Модены (род. 23 апреля 1571 , Венеция ; ум. 21 марта 1648 (по другим сведениям — 23 марта 1649 ), Венеция), — венецианский еврейский учёный и раввин , поэт , учитель и проповедник.
Леоне да Модена родился в богатой еврейской семье. Согласно семейной традиции его предки по мужской линии после изгнания евреев из Франции переехали в Италию, поселившись сперва в Витербо, а затем — в Модене. Его дед переехал из Модены в Болонью; его отец был в 1569 г. вместе со всеми другими евреями города изгнан из Болоньи и переехал в Феррару, а после землетрясения 1570 года семья переехала в Венецию, где и родился Леоне.
Уже в раннем детстве Леоне демонстрировал талант к учению, читая Тору в местной синагогe ещё не достигнув 3-летнего возраста. Получил всеобъемлющее светское образование у частных учителей. В 1581—1582 годах был в обучении у Шмуэля Аркевольти в Падуе. В 1593 году, благодаря высокой учёности и духовной одарённости, стал венецианским раввином (по другим сведениям — в 1609 либо в 1612 годах), и оставался им вплоть до своей смерти. Пользовался большим авторитетом в толковании и решении религиозно-юридических вопросов как венецианской, так и других еврейских общин Италии. Занимался также литературной и переводческой деятельностью.
Л. да Модена перевёл на древнееврейский язык поэму Ариосто « Неистовый Роланд », был автором художественной автобиографии и многочисленных научных сочинений по различной тематике, комментариев к Священному Писанию, псалмов и пр. Благодаря дару проповедника и большому количеству сочинений духовного порядка, Л. да Модена был популярен как среди иудеев, так и христиан. В то же время в связи с тяжёлым материальным положением своей семьи учёный был вынужден заниматься самыми различными работами (в автобиографии он их перечислил, общим числом в 26 — толмача, переписчика, книготорговца, корректора, музыканта, даже свахи и изготовителя амулетов). Был азартным игроком, из-за чего неоднократно был на грани разорения. В связи с этим написал трактат об азартных играх sur me ra («Держись подальше от Зла»), в которой он рассматривал как положительные, так и отрицательные стороны Игры.
Учёный писал свои труды как на древнееврейском, так и на итальянском языках. В них ощущается его двойственность мышления, открытого новым веяниям эпохи позднего Возрождения с одной, и верного иудейскому религиозному традиционализму — с другой. Так, Леоне да Модена критиковал работы Уриеля д’Акоста в qol sakal , согласно которой последний осмелился подвергнуть сомнению рациональность некоторых религиозных норм. Л. да Модена является также автором направленного против христианства сочинения magen wa chereb (написано было 5 частей из запланированных 9), в котором Л. да Модена критически высказался о смертном грехе, Троице, инкарнации, непорочном зачатии, пришествии Мессии и пр. По заказу английского посла в Венеции он написал также книгу об обычаях и традициях евреев Historia de' riti Ebraici (вышла в Париже в 1635 году). В работе ari nohem («Лев Рыкающий») автор занимался научной критикой каббалы . В 1605 году он как раввин выпустил эдикт о разрешении в синагогах многоголосой хоровой музыки и пения.
В июле 1590 года Леоне да Модена вступил в брак с Ребеккой Леви, и у них родились четверо сыновей и трое дочерей. В 1617 году, во время проведения алхимического эксперимента, погиб его любимый сын Мордехай; другой его сын уехал в Грецию и там пропал. Вследствие этих несчастий жена Леоне сошла с ума и затем скончалась. Это всё очень тяжело подействовало на учёного, который стал вести весьма суровый образ жизни, что и отразил в автобиографии chajje Jehuda , где с откровенностью, не свойственной Средневековью, описал свою полную трагизма жизнь — любовь к рано умершей невесте, несчастливый брак с её сестрой, одержимую зависимость от азартных игр и перечисление крупных проигрышей, бесконечную смену профессий и др.; но, в то же время — и достигнутые успехи. Заканчивается «Автобиография» завещанием Л. да Модена с подробной регламентацией его похорон.
Леоне да Модена считается одной из наиболее сложных и загадочных фигур в истории итальянского еврейства.