Бухта Филиппа
- 1 year ago
- 0
- 0
Филиппа Фут ( англ. Philippa Ruth Foot ; 3 октября 1920 года , Owston Ferry, Линкольншир , Англия — 3 октября 2010 года , Оксфорд , Англия ) — английский философ, работавшая преимущественно в области этики. Наибольшую известность и развитие получила разработанная ею проблема вагонетки .
Мать — вторая дочь 22-го и 24-го президента США Гровера Кливленда Эстер Кливленд (1893—1980). Отец — капитан Британской армии Уильям Сидни Бенс Бозанкет (1893—1966).
Воспитывалась в частном порядке дома в окружении гувернанток, поэтому формального образования не получила. В виду этого всегда имела нарекания на правописание.
Окончила Сомервиль-колледж в Оксфорде (1942), с которым и связала свою дальнейшую жизнь. Был лишь небольшой перерыв с 1942 года по 1947 год, когда она не была связана с колледжем. Это обстоятельство обязано ее работе экономистом на государственной службе. В 1947 году приглашена в колледж на работу в качестве преподавателя философии, где она начала свою преподавательскую и научную деятельность и продолжала ее вплоть до своей кончины.
В 1960-х и 1970-х годах была приглашенным лектором во многих университетах США. Продолжительный период времени (1976—1991) совмещала работу в колледже с профессорской ставкой в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе .
Вопреки распространенному мнению Филиппа не была в числе основателей известной благотворительной организации Oxfam : она присоединилась к ней спустя 6 лет после ее основания.
Умерла в Мадриде в день своего 90-летнего юбилея. Была атеисткой.
Философские взгляды Филиппы Фут сформировались на основе аристотелизма и томизма. Через своего коллегу по философии Элизабет Энском, которую она и пригласила как второго преподавателя философии в колледж Соммервилль, познакомилась с философскими взглядами Людвига Витгенштейна .
Остро критиковала моральные субъективизм и эмотивизм .
Апеллируя к учению о двойном последствии (иногда встречается как доктрина двойного эффекта), восходящему к Фоме Аквинскому, разработала мыслительный эксперимент, получивший название « Проблема вагонетки ». Этот мыслительный эксперимент был призван отчетливее показать различия между намерением и предвидением в нравственном поступке, имеющим связь с возможной гибелью человека и/или людей (а, впрочем, и любом нравственном поступке). Проблема вагонетки в этической дисциплине получила широкое распространение, породив даже специальный этический раздел, сперва в шуточной форме именованный неологизмом trolleyology (в русскоязычной академической этике уже получивший название вагонеткологии ).