Interested Article - Итония
- 2021-05-05
- 2
Итония , Итониас , Итонида ( др.-греч. Ἰτωνία, Ἰτωνίας, Ἰτωνίς ) — варианты эпиклесы богини Афины в греческой мифологии , произошедшие от города Итон во Фтиотиде , или от мифического Итона , сына Амфиктиона (царя или жреца, по мнению схолиаста ). Культ Афины Итонии был особенно распространён в Фессалии , имелся также в Афинах и на острове Аморгос , а в Краноне проводился культовый фестиваль .
В одном из фрагментов Вакхилида написано, что Афина Итония покровительствовала не только войне, но и мирным искусствам, особенно поэзии .
Культ Афины Итонии каким-то мистическим образом связывал Афину с богом загробного мира Аидом , как указал Страбон , но Павсаний назвал Зевса . Возможно, её культ содержал элементы, схожие с таковыми в Афинах, и она почиталась богиней, которая способствовала плодородию и поэтому имела некоторое сходство с хтоническими божествами .
В Итоне у этого культа было знаменитое святилище и праздники, потому его также называли incola Itoni («житель Итона») . Оттуда культ распространился на Беотию , где она была главным божеством войны, и регион возле озера Копаида .
Когда после поражения в Италии Пирр победил в одном из сражений войска Антигона Гоната и его наёмников галатов , то посвятил в расположенный между Ферами и Ларисой храм Афины Итонии оружие галатов , а Зевсу в Додоне — щиты самих македонцев .
Храм в Беотии
Возвратившись из после Троянской войны , беотийцы завладели Коронеей и построили на равнине перед ней святилище, одноимённое с фессалийским. Его упомянул Алкей в гимне .
Этот храм был местом встречи лидеров Беотийского союза , а в соседней священной роще устраивали . Он обладал правом убежища , так, после победы Агесилая II в битве при Коронее в храме укрылись некоторые из побеждённых воинов, но раненый Агесилай не тронул их .
Павсаний сообщил, что в храме были медные статуи Афины и Зевса работы Агоракрита , а его современники добавили статуи харит . Существовала легенда, что однажды жрица храма Иодама превратилась в камень, взглянув на голову Медузы на одеянии явившейся Афины. Этим объясняли ритуал, при котором женщина, ежедневно возлагающая огонь на жертвенник Афины, трижды повторяет по-беотийски, что Иодама жива и просит огня (возглас, вероятно, указывал на то, что Иодама — замёрзшая зимой растительная сила, которой для оживления нужна сила огня или солнца ).
В 191 год до н. э. римского консула возмутила статуя Антиоха III , стоящая в святилище .
Примечания
- Аполлоний Родосский . Аргонавтика , I, 715.
- Полибий . Всеобщая история , IV, 25.
- // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
- ↑ Павсаний. Описание Эллады, IX, 34, 1.
- Схолии к Аполлонию Родосскому, I, 721.
- ↑ Farnell, L. R. от 6 ноября 2020 на Wayback Machine . Oxford: Clarendon Press, 1896, p. 301.
- ↑ Страбон. География , IX, 2, 29.
- ↑ Павсаний. Описание Эллады, I, 13, 2.
- Катулл . Эпиталамы, Пелей и Фетида , 228
- Плутарх . Жизнеописание Пирра, 26.
- Алкей, фрагмент 3 по Т. Бергку (325 по и ).
- Плутарх , Amat. Narr. 4.
- Корнелий Непот . Агесилай, 4.
- Павсаний. Описание Эллады, III, 9, 7.
- Примечания // Павсаний. Описание Эллады. В 2 т. / Пер. С. П. Кондратьева. — Т. 2. — М.: Искусство, 1940.
- Тит Ливий . История от основания города , XXXVI, 20, 3.
Литература
- (L. S.). Itonia // Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology , ed. by Smith, William . Volume II. London, 1846, .
- 2021-05-05
- 2