Памятник Википедии
- 1 year ago
- 0
- 0
Памятник Ва́цлаву Воро́вскому — памятник одному из первых советских дипломатов Вацлаву Воровскому . Установлен в 1924 году в Москве на площади Воровского . Автор монумента — скульптор . Памятник имеет статус объекта культурного наследия регионального значения .
10 мая 1923 года в швейцарской Лозанне произошло убийство советского дипломата Вацлава Воровского . Вскоре после этого было принято решение об установке ему памятника в Москве в рамках ленинского плана монументальной пропаганды . Местом расположения скульптуры выбрали парадный двор бывшего доходного дома Первого Российского страхового общества , где на тот момент располагался Народный комиссариат по иностранным делам (НКИД) . Однако на этом месте находилась Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы . Поэтому изначально памятник установили возле стены здания НКИД. 24 мая того же года член коллегии НКИД Семён Аралов отправил в Моссовет письмо с просьбой снести приход :
Ввиду того, что означенная выше церковь находится в совершенно ветхом состоянии и служба в ней не производилась уже более года, в целях благоустройства НКИД считает вполне своевременным снятие этой церкви для переноса туда памятника Воровскому. Ввиду изложенного Народный Комиссариат Иностранных Дел просит Президиум Московского Совета распорядиться о снятии церкви либо дать разрешение НКИД самостоятельно приступить к этой работе .
Храм разобрали в июле-сентябре 1924 года. Однако монумент так и не перенесли . Средства на установку памятника собирали среди работников советских миссий за рубежом . Проект монумента безвозмездно выполнил Михаил Яковлевич Кац. Он работал бухгалтером в советской миссии в Италии , где Воровский был , и хорошо его знал. По образованию Кац был скульптором, а на работу бухгалтером устроился в связи с финансовыми затруднениями .
Памятник был торжественно открыт 11 мая 1924 года — к годовщине гибели Воровского . По другим данным, его установка состоялась 2 февраля 1924 года .
Товарищи, перед стенами нашего комиссариата этот памятник является вечным напоминанием той боевой роли, которую наша красная дипломатия играет на передовом посту нашей мировой борьбы. Она остается и всегда будет оставаться верна своему славному знамени. Она будет достойна того трагически погибшего товарища, утрату которого мы сегодня еще раз оплакиваем
Слова
Георгия Чичерина
на церемонии открытия памятника, 1924 год
|
…
лорд Керзон
выстрелил ультиматумом в сердце нарождающегося нового мира – Советской республики. Два дня спустя… белогвардеец Конради выстрелил в представителя Советских республик товарища Воровского.
Слова
Максима Литвинова
на церемонии открытия памятника, 1924 год
Оба выстрела явились следствием одних и тех же причин и преследовали одну и ту же цель. Эти выстрелы были проявлением отчаяния международной буржуазии, потерпевшей позорное поражение в своей первой интервенции и Советских республик… Выстрелы Керзона и Конради, можно сказать, являются арьергардными выстрелами. То была арьергардная стычка позорно отступившей международной буржуазии после первой интервенции… |
В 1960 году памятник был признан объектом культурного наследия регионального значения . В 2006-м в результате проверки Москомнаследие признало состояние монумента остроаварийным. Специалисты выявили вероятность падения отдельных плит, облицовывающих постамент, в связи с и утратой прочности связующего раствора. Их демонтировали и вывезли в реставрационную мастерскую. В 2007 году департамент провёл техническое обследование памятника, которое выявило различные загрязнения, перерождение естественной патины скульптуры, многочисленные трещины бронзового статуи и утрату его крепёжных элементов. Пьедестал был изучен георадиолокационным методом, что подтвердило возможность ремонта памятника на месте без демонтажа. В 2008-м осуществили его реставрацию. В Москве ремонтные работы такой сложности проводились впервые .
Бронзовая скульптура Воровского установлена на высоком кирпичном постаменте, облицованном плитами из материала, похожего на мрамор . На четырёх из восьми граней постамента высечены барельефы , изображающие рабочего в брезентовом фартуке (по другим данным — шахтёра), крестьянина с серпом, красноармейца с винтовкой и учёного. Они символизируют, что дипломат жил, трудился и погиб за народ . На лицевой стороне размещено бронзовое рельефное изображение герба Советского Союза и надпись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Полномочному представителю РСФСР и УССР в Италии товарищу Вацлаву Вацлавовичу Воровскому, убитому белогвардейцами на посту в г. Лозанне 10-го мая 1923 г. ». На тыльной стороне, в нижнем правом углу, — подпись автора и надпись: « Памятник сооружен сотрудниками НКИД, НКВТ и представительством СССР за границей » . Нижняя часть пьедестала представляет собой четырёхгранную квадратную призму . Её горизонтальные плоскости облицованы плитами, вертикальные — профилированными каменными блоками. Поверхностям плит придана фактура: в верхней части — шлифовка , в нижней — рубленная «под скалу» с глубиной обработки до восьми сантиметров .
Материал для облицовки постамента памятника прислали итальянские революционные рабочие. Долгое время считалось, что это был белый каррарский мрамор . Однако в одной из справок о памятнике из архива Москомархитектуры за 1952 год сказано, что постамент изготовлен из белого итальянского туфа . В 2000-х годах было проведено исследование, в результате которого выяснилось, что порода, использованная в облицовке, не является каррарским мрамором. Более того, плиты выполнены из нескольких видов известняка : в верхней части использовался массивный доломитизированный , похожий на «подольский мрамор», в нижней — травертин .
Скульптура выполнена в очень живой манере, что выдаёт импрессионистские предпочтения автора . Воровский предстаёт в виде темпераментного оратора в момент выступления . Он стоит полусогнутым, с характерным жестом правой руки и устремлённой вперёд фигурой. Существует несколько версий, которые объясняют необычное положение дипломата. По одной из них, столь странная поза объясняется перенесённым во время ареста 1897 года ревматизмом . Согласно другой, скульптор изобразил полпреда в момент, когда пуля попадает ему в спину . Также существует мнение, что в художественной мастерской Каца была высокая температура, поэтому восковая фигура памятника просела, однако дата открытия памятника была уже определена, поэтому решили отливать его из того, что есть .