Спи́сок моско́вской городско́й скульпту́ры
представляет собой перечень всех самостоятельных произведений
скульптуры
, установленных на
улицах
или площадях, в
парках
или скверах
Москвы
. В список не включены произведения пластики, созданные как элементы других объектов: например, фигуры или композиции, украшающие
фонтаны
или установленные на зданиях. В список не включены декоративная парковая скульптура (изваяния, не являющиеся самодостаточными произведениями искусства) и
надгробные памятники
, находящиеся на
московских городских кладбищах
. В списке также отсутствуют различные
сооружения или
памятники
, не являющиеся произведениями скульптуры, например памятные камни или знаки,
часовни
, а также различная техника, установленная на
постаментах
.
На начало 2018 года в столице насчитывалось более 900 различных памятников. Больше всего памятников установлено в
Центральном округе
Москвы — минимум вдвое больше, чем в любом другом.
Гендерный баланс по городу неравномерен: только один из десяти монументов в столице посвящён женщине. Более трети столичных памятников отражают события Великой Отечественной войны. Наибольшее количество персональных памятников установлено
Владимиру Ленину
,
Александру Пушкину
,
Антону Чехову
,
Георгию Жукову
и
Петру I
.
Содержание
История
До 1918 года
Внешние изображения
: как менялись темы московских памятников с 1953
по 2016 год
Скульптурное искусство не было развито в
Русском государстве
. Это изменилось лишь в
XVIII веке
с приходом к власти
Петра I
. Однако в Москве и в подмосковных усадьбах прежде всего развивалась парковая и декоративная скульптура. Монументы если и устанавливались, то преимущественно в честь императоров и их приближённых. Сохранились материалы о благоустройстве, планировке и художественном оформлении Москвы XVIII — начала
XX века
. Они свидетельствуют о том, что правительство города, как правило, запрещало установку памятников. Если разрешение давалось, то средства для возведения собирались самими авторами или инициаторами среди населения по подписке: распространялась информация о монументе и необходимости пожертвований для его сооружения. В этот период установили первый московский памятник —
Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому
в 1818 году, первый московский памятник учёному —
Михаилу Ломоносову
в 1877-м,
памятник Александру Пушкину
в 1880-м,
Николаю Пирогову
в 1897-м,
первопечатнику Ивану Фёдорову
, а также
Николаю Гоголю
и
Фёдору Гаазу
в 1909-м
.
1918—1991 годы
Ситуация изменилась после
революции
. 12 апреля 1918 года советская власть издала декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». В Москве снесли множество памятников, среди них
Александру II
,
Александру III
и
генералу Михаилу Скобелеву
.
Памятники, воздвигнутые в честь царей и их слуг и не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью использованию утилитарного характера.
—
Первый пункт декрета
30 июля 1918 года
Совет народных комиссаров
утвердил представленный
Народным комиссариатом просвещения
«Список лиц, коим предположено поставить монументы в городе Москве других городах Российской Федеративной республики». В этот список было включено более 60 фамилий. Первым временным монументом стал
гипсовый
бюст
Александру Радищеву
скульптора
Леонида Шервуда
. Его установили на
Триумфальной площади
6 октября 1918 года на постамент, сколоченный из сосновых досок, с вырезанной по фасаду фамилией писателя. За первые три года в Москве установили 25 временных памятников. Они изготавливались из временных материалов, таких как гипс,
мраморная
крошка и
бетон
, и поэтому в основном не сохранились
.
Ставьте, как можно скорее, хотя бы пока в непрочном материале, возможно больше памятников великим революционерам и тем мыслителям, поэтам, которых не хотела чтить буржуазия за свободу их мысли и прямоту их чувства. Пусть изваяния предшественников революции послужат краеугольными камнями в здании трудовой социалистической культуры.
В 1930—1950-х годах получил распространение
сталинский ампир
. Особое значение придавалось идейно-тематической стороне. С помощью символов,
метафор
и конкретных изображений пропагандировались идеи патриотизма, сплочённости советского народа, восхвалялись непобедимость армии, достижения отечественной науки, культуры, техники и сельского хозяйства. Тогда же окончательно утвердился и закрепился социалистический реализм
.
В годы
Великой Отечественной войны
деятельность скульпторов, которые работали в больших формах, была практически приостановлена. Но за первое послевоенное десятилетие число памятников в столице выросло в девять раз, достигнув значения в среднем 10 монументов в год
.
В период до 1950-х годов для монументальной пластики были характерны портретные памятники. Скульптура прославляла деятелей революции, людей, продвигающих науку и работающих на благо страны, а также участников Великой Отечественной войны. Развивались и негативные тенденции: скульптуры были больших размеров, люди представлялись с сильно выраженной представительностью и величавостью, что привело к отстранённой холодности образов, отсутствию в них человечности
.
В 1960-х годах было создано несколько огромных монументов, символизирующих величие страны. В эти годы СССР совершил прорыв в космических технологиях, что способствовало активному возведению памятников, связанных с космонавтикой, и самим космонавтам. Была создана
Аллея Космонавтов
, на которой в это время установили памятник
Константину Циолковскому
и шесть бюстов первопроходцам космонавтики. Центральной частью ансамбля является монумент «
Покорителям космоса
»,
стилобат
которого окружён
горельефами
советских учёных, инженеров, рабочих, внёсших вклад в освоение космоса.
В 2008 году
после реставрации добавили
памятник Сергею Королёву
и интерактивные скульптуры глобуса Земли и звёздного неба, модель Солнечной системы. Аллею бюстов пополнили пять памятников в той же стилистике
.
В 1950—1960-е годы разрабатывались лаконичные по своим формам монументы с отсутствием сюжетного повествования и выраженного реализма. Характерно использование круглой скульптуры, рельефа и архитектурных форм. Это можно увидеть в ансамблевом решении
памятника Михаилу Лермонтову
на
Лермонтовской площади
.
Со второй половины 1960-х — начала 1970-х годов обозначились новые тенденции к камерности памятников. Это достигалось благодаря уменьшению размеров фигур и высоты постаментов, а также за счёт более жизненных и естественных образов. В данный период были созданы
памятники Ивану Крылову
на
Патриарших прудах
,
Сергею Есенину
на
Есенинском бульваре
.
В 1970—1980-х годах художественное решение скульптур значительно расширилось, авторы стали уходить от реалистичного изображения. Например,
Иулиан Рукавишников
создал
памятник Игорю Курчатову
, представляющий собой пятиметровую голову учёного, а портретное сходство лишь схематично. Одновременно сохранялись традиционные исполнения, в этот период были установлены памятники агрохимику
Дмитрию Прянишникову
, учёному-металловеду
Андрею Бочвару
и учёному-мелиоратору
Алексею Костякову
. К 1979 году в Москве возвели около 250 памятников
.
1991—2010-е годы
Этот этап характеризуется новыми темами и сюжетами, оригинальными образно-пластическими и композиционными решениями, однако преобладающей линией остаётся реалистическая. Происходят реконструкции памятников и реновации пространства вокруг. Основная цель таких преобразований — сделать монумент и область вокруг общественным местом с художественной доминантой. Например, на
Сретенском бульваре
установлен памятник инженеру, архитектору и изобретателю
Владимиру Шухову
и благоустроен сквер со скамейками, украшения которых перекликается с монументом
.
Предложение воздвигнуть монумент может поступить от граждан, коммерческих организаций, органов исполнительной власти или общественных объединений. Заявка подаётся в комиссию
Мосгордумы
по монументальному искусству. В обращении должны быть указаны: вид и тема памятника, адрес установки, источник финансирования
.
Комиссия рассматривает все поступившие предложения, формирует не реже раза в год по итогам заседаний перечень памятников, рекомендуемых к установке, который подаёт в Мосгордуму для рассмотрения и утверждения
. Окончательный перечень с внесением всех изменений и дополнений публикуют
.
Правительство Москвы
организует тендер, утверждает программу, условия и состав жюри конкурса, после чего принимает решение о судьбе проекта памятника. Если монумент подарен городу, комиссия по монументальному искусству даёт заключение о возможности его установки, рекомендации о месте сооружения. Окончательное решение принимает
мэр Москвы
.
Памятники Москвы
Представленная в разделе информация собрана на основании следующих источников: «Памятники Москвы» Людмилы Дорониной
, «Скульптурные памятники Москвы» Роальда Кожевникова
, «Москва: все культурные и исторические памятники» Михаила Вострышева
, «Вся Москва от А до Я» Сергея Шокарева и Михаила Вострышева
.
На 2018 год не существует полного списка всех установленных в Москве памятников. Однако за всё время было воздвигнуто не менее двухсот монументов, часть из которых демонтировали по различным причинам, некоторые перенесли в «Музеон». По состоянию на апрель 2018-го в столице сохранилось более ста скульптур
.
Аллея спортивной славы ЦСКА — открыта в 1983 году перед зданием офицерского клуба ЦСКА. Позже аллею с 34 бюстами перенесли к главному офису ЦСКА на Ленинградском проспекте.
Скульптуры
Зураба Церетели
на
Грузинской площади
— несколько статуй скульптора расположены вдоль фасада его мастерской (дом 17, строение 1) и перед входом в студию. Монументы периодически меняют.