Изотова, Галина Сергеевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Гали́на Серге́евна Ула́нова ( 26 декабря 1909 [ 8 января 1910 ], Санкт-Петербург , Российская империя — 21 марта 1998 , Москва , Россия ) — советская балерина, педагог . Прима-балерина Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова (1928—1944) и Большого театра СССР (1944—1960).
Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980), народная артистка СССР (1951), лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1941, 1946, 1947, 1950), премии президента РФ (1997). Кавалер четырёх орденов Ленина (1953, 1970, 1974, 1980). Самая титулованная балерина за всю историю советского балета .
Родилась в семье артистов балета императорского Мариинского театра . Отец, , артист балета, работавший, в частности, с главным балетмейстером театра М. И. Петипа , впоследствии стал балетным режиссёром театра; мать, Мария Фёдоровна Романова , позже стала балетным педагогом в хореографическом училище, а к 1930 году — педагогом-репетитором в театре им. С. М. Кирова.
В возрасте девяти лет — в 1919 году Галина Уланова была принята в Петроградское театральное училище (позднее — хореографический техникум, ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой ), где сначала её основным педагогом была мать, Мария Романова, а три последних года, с 1925 по 1928 гг. — Агриппина Ваганова . Окончила техникум по классу А. Вагановой в 1928 году. На выпускном спектакле, состоявшемся 16 мая 1928 года, она выступила в «Шопениане» (вальс и мазурка), в па-де-де из «Арлекинады» и из «Щелкунчика» (фея Драже и Принц). В том же году была принята в балетную труппу Ленинградского театра оперы и балета (ныне Мариинский театр ), где дебютировала в роли Флорины в балете «Спящая красавица» по музыке П.И.Чайковского. В 1942 году Мариинский театр из осаждённого блокадой Ленинград эвакуировался в Ташкент, в 1944 году Уланова переехала в Москву.
В 1944—1959 гг. — солистка Большого театра , с 1951 г. — ведущая прима-балерина.
Уже первые выступления на сцене театра привлекли к ней внимание критиков. В 1929 году она станцевала свою первую балеринскую партию — роль Одетты в « Лебедином озере » П. Чайковского . В 1930—1940 годах выступала вместе с Константином Сергеевым . Работала с такими выдающимися балетмейстерами, как Ф. В. Лопухов , В. И. Вайнонен , Л. В. Якобсон , Р. В. Захаров и Л. М. Лавровский . В эти годы Уланова танцует также в спектаклях « Раймонда » А. Глазунова (Раймонду), « Ледяная дева» Э. Грига (Сольвейг), «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (исполняет вальс и мазурку), « Конёк-Горбунок » Ц. Пуни (Царь-девицу), « Спящая красавица » (Аврору) и « Щелкунчик » (Машу) П. И. Чайковского , а также Жизель в одноимённом балете А. Адана (1932). Сцена сумасшествия Жизели стала вершиной трагедийного танца балерины. Непревзойдёнными остались и созданные ею образы в поставленных на неё спектаклях: Мария в « Бахчисарайском фонтане » Б. Асафьева (балетмейстер Р. В. Захаров) и Джульетта в « Ромео и Джульетте » С. Прокофьева (1940, балетмейстер Л. М. Лавровский).
Искусство Улановой совершенно, ему свойственна редкая гармоничность всех выразительных средств и элементов хореографии. Артистка обобщала конкретное, поэтизировала жизненное, возвышала обычное. В её исполнении присутствовала гармоничная слитность танцевальной техники, драматической игры, пластики. Не нарушая строгой чистоты линий классического танца, она наполняла их трепетным настроением, придавала грацию и музыкальность простым, обыденным действиям, а самым сложным, технически изощрённым танцевальным движениям — непринуждённость и естественность человеческого жеста. Создавалось впечатление, что в танце Улановой движение не прерывается, не заканчивается, а как бы постепенно угасает, растворяется в воздухе. Это особое искусство пластических замедлений, замираний, затиханий создавало танцевальное туше, пианиссимо, тонкую выразительность. Уланова не чеканила движения и позы, её танец лился легко, отражая малейшие нюансы внутренней жизни героинь, оттенки настроений, подчас неуловимые, неосознанные душевные порывы и движения. Её одухотворённый танец сделал её символом прекрасного, возвышенного для целого поколения советских людей, видевших её спектакли. Величайшие умы и мастера этого времени писали о ней как о богине, мадонне, чьё искусство делало мир чище и лучше.
« Уланова — неотличима и несравнима с другими танцовщиками. По признаку самого сокровенного. По природе тайны… Она принадлежит другому измерению .»
Сергей Эйзенштейн
« Я ничего подобного в жизни не видел! Боже, каких вершин и высот может достигнуть творчество! Это точно дух Божий!.. Так потрясать мог только Шаляпин!.. Нельзя передать словами это впечатление… Как удержать, сохранить на земле это чудо? Как оставить потомкам это Евангелие для грядущих веков, чтобы учились у неё этому высочайшему, божественному искусству?»Александр Вертинский
« Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия. В классических партиях Уланова полна выразительности, невиданной в балете двадцатого столетия… »Сергей Прокофьев
« Образ Улановой — нежный, хрупкий и мудрый — подарен мне в ранней юности и храним в сердце и памяти вечно. »Евгений Мравинский
« Уланова открыла новые пути в балете. Она не только подарила нам незабываемые образы, она создала собственный художественный мир — царство человеческой духовности… »Святослав Рихтер
Во время блокады в 1941 году была эвакуирована в Молотов , откуда в 1942 году с разрешения театра выезжала на целый год в Алма-Ату к своему мужу, но осенью 1943 года вновь вернулась на Урал. Во время отпуска работала в труппе Казахского театра оперы и балета , где танцевала партии Марии и Жизели , а также выступала в концертных номерах. В 1943 году ей было присвоено почётное звание « Народный артист Казахской ССР ». Во время войны она также выступала в госпиталях для раненых. Получала множество писем с фронта и после войны. Многие солдаты и медсёстры писали ей трогательные письма, благодарили за то, что её искусство давало им силы жить, спасало их от ужасов войны.
Ближе к окончанию войны, в 1944 году, была переведена работать в Большой театр . Сама она позднее говорила: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли». Была ведущей балериной Большого театра до 1960 года. Здесь она также исполняла главные партии в балетах « Жизель », « Лебединое озеро », « Бахчисарайский фонтан » (1944), « Золушка » (1945), « Ромео и Джульетта » (1947), « Красный мак » (1949).
После окончания войны, в июле 1945 года, впервые выступала в Вене , исполнив миниатюру « Лебедь » К. Сен-Санса , «Вальс» А. Рубинштейна и Седьмой вальс из « Шопенианы » (партнёр — В. Преображенский ).
Участвовала в первых зарубежных гастролях Большого театра в 1956 году в Лондоне , принёсших ей мировую известность. Она танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных специалистов, они не видели со времён Анны Павловой . Много гастролировала за рубежом: в Китае, Австрии, Италии, Франции, Англии, США и других странах.
Уланова стала кумиром для своего поколения, символом русского балета в мире. Имела миллионы поклонников во многих странах. Так, Эвелина Курнанд, собиравшаяся передать ей бесценную коллекцию произведений искусства, по просьбе Улановой передала её советскому государству (переданные экспонаты хранятся в Третьяковской галерее и ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).
« Галина Уланова — балерина, которая постигла глубочайшую тайну искусства. Она сумела соединить чувства и их внешнее выражение в единое невидимое целое ».
« Галина Уланова была для меня олицетворением русского балета… Именно этот незабываемый образ женщины, прозрачный в её осязаемой духовности, вдохновил и направил меня на мой собственный творческий поиск ».
«„ Умирающий лебедь“… Танцует Галина Уланова… на сцене нет никаких декораций, но балерина словно принесла с собой в зал осеннюю прохладу тихого озера, свет холодной луны, в котором отражается тень одинокого лебедя. В её жестах — воспоминания об ушедшей весне, о любви, страдание…»
« Это — чудо. Теперь мы знаем, чего нам не хватает. Я не могу выразить в словах, что такое танец Улановой, это такая магия, что я остаюсь в немом восхищении. »
В 1960 году завершила свою артистическую карьеру. Её последним спектаклем стала « Шопениана ». Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году.
В 1960—1997 годах, вплоть до конца своей жизни, работала педагогом-репетитором в Большом театре. Первой и главной её ученицей стала Екатерина Максимова , а позже и Владимир Васильев (несмотря на то, что Уланова была «женским» педагогом, она участвовала в подготовке c Васильевым многих партий классического репертуара и партию Ивана Грозного), Светлана Адырхаева , Нина Тимофеева , Людмила Семеняка , Нина Семизорова , Малика Сабирова , , Ирина Прокофьева, Алла Михальченко , Надежда Грачёва . Работала также с солистами Парижской оперы , , Шведского королевского балета , Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии .
В 1964 году была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария), а в 1969 — I Международного конкурса артистов балета в Москве .
Галина Уланова умерла на 89-м году жизни 21 марта 1998 года в Москве после двух инсультов , перенесённых незадолго до смерти. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 5).
Сразу после ухода Улановой из жизни её близкими и друзьями, в том числе названными в письме Т. Агафоновой «душеприказчиками Улановой», был основан для сохранения памяти, творческого и духовного наследия великой балерины. Бессменным президентом фонда стал народный артист СССР Владимир Васильев — её ученик, партнёр и друг.
17 декабря 2004 года стараниями Т. С. Касаткиной, подруги Улановой с 1960-х годов, в квартире в высотном доме на Котельнической набережной, где балерина проживала в последние годы жизни, (филиал ГЦТМ им. А. А. Бахрушина).
Все избранники балерины были людьми искусства: концертмейстер Исаак Меликовский, дирижер Евгений Дубовской, режиссёр Юрий Завадский , актёр и режиссёр Иван Берсенев , художник Вадим Рындин . Все её браки, кроме одного — с Юрием Завадским, были фактическими . Детей у неё не было.
В последние годы проживала вместе с журналисткой « Комсомольской правды » Татьяной Агафоновой, которую называла своей «приёмной дочерью» .
У неё не было какого-либо хобби , побочных от профессии занятий. «Раньше в Петербурге ходили конки . На лошадей надевали шоры , чтобы ничто их не отвлекало. Вот в таких „шорах“ я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре».
Любила животных. «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина.
Была строга к себе. Ранним утром — целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет её вес оставался тем же, что в артистические годы, — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась лёгкой изящной походкой.
Жила на Гороховой улице в доме № 4 . С 1926 по 1935 год жила в доходном доме Гиллерме по адресу Гороховая улица № 8 / Малая Морская улица № 13. В память об этом 21 июля 2011 года на фасаде здания была установлена мемориальная доска.
В период эвакуации жила по адресу: улица Кирова , дом № 140. В память об этом 12 июня 2003 года на фасаде здания была установлена мемориальная доска.
Жила с октября 1952 года в доме на Котельнической набережной № 1/15, корп. Б, кв. 316. В 1986 году переехала в кв. 185. В 2004 году здесь открылась её музей-квартира . 26 марта 2008 года на фасаде здания была установлена памятная доска.
Государственные награды:
Почётные звания и премии:
Ордена и медали:
Другие награды, премии, поощрения и общественное признание:
«Она — гений русского балета, его неуловимая душа, его вдохновенная поэзия».
«„Ты, Моцарт, — Бог, и сам того не знаешь“. Моя дорогая, прекрасная Галина Сергеевна, мне всегда хочется это Вам говорить. Мне хочется, чтобы Вы знали, что видеть Вас, Ваше искусство — это счастье высшее!»
«Галя, милая, чудная, богиня! Целую и обнимаю Вас».
"Дорогая Галина Сергеевна! Я со всё время мокрым лицом смотрел Вас вчера в «Золушке» — так действует на меня присутствие всего истинно большого рядом в пространстве… Как удалось Вам извлечь пластическую и душевную непрерывность из отрывистого, условного и распадающегося на кусочки искусства балета. Я не собирался сказать Вам ничего, что было бы неизвестно Вам. Вам, естественно и заслуженно привыкшей к более сильным эпитетам и похвалам и более пространным признаниям. Старое сердце моё с Вами. Ваш
— Борис Пастернак ».
"Дорогая Галя! Ты всегда кажешься даже мне замкнутой, словно прислушиваешься к чему-то, но ничто, я уверен, не ускользает от твоего внимания, от твоих глаз и души. Твой
— Юрий Завадский ».
«Дорогая Галина Сергеевна! Когда Вы перестали танцевать, мы перестали ходить в балет. Случайно Вы об этом узнали, помните? И произнесли только одно: „напрасно!“ Сегодня мы снова ходим на балетные спектакли и радуемся успехам улановских учеников. Это редкий дар — суметь щедро, не оставляя секретов, передать накопленное… Но для нас Вы по-прежнему как живой идеал, который и сегодня, непостижимый, манит!»
«Искусство Улановой сочетает в себе чистоту стиля, совершенство классического танца с его глубокой психологической насыщенностью. Оно вырастает из чуткого и верного слушания музыки и органически раскрывает идейно-эмоциональное содержание партитуры, переведённое на язык пластических образов. В танце Уланова пытливо ищет и находит средства тончайшей выразительности в пределах специфики своего искусства и при всём богатстве и подвижности своей мимики никогда не прибегает к приёмам, заимствованным из драматического театра, что неизбежно разрушило бы целостность хореографического образа».
«Весь облик Улановой на сцене создаёт впечатление необычайной хрупкости, какой-то незащищённости, трогательной женственной слабости. Поэтому-то столько писалось и говорилось об элегичности, меланхоличности, „бестелесности“ искусства Улановой. Но если вглядеться внимательнее, то по мере развития её образов в этом хрупком и, казалось бы, таком беспомощном существе начинает ощущаться несгибаемая сила, героическое напряжение духа».
«Дорогая Галина Сергеевна! Никто никогда не спрашивал, как Вы танцевали. Спрашивали: „Уланову видел?“ Когда мы говорим по прошествии времени о малом поэте, мы говорим: „Он писал“, но о Пушкине „Пишет“. Искусство высокое не проходит. Вам никогда не быть в прошлом, но всегда — в настоящем и будущем».
«Уланова — это огромно, это душа искусства, сама поэзия, сама музыка».
«Я благоговею перед Улановой-художником и восхищаюсь Улановой-женщиной, обаятельной, изысканной, элегантной. Не всегда, и далеко не всем, удаётся это сочетать. Вы же остаётесь такой и в пылу работы, и после репетиций, изнуривших всех. Хорошо, что у нас есть Уланова, хорошо, что она у нас в театре. Одно её присутствие облагораживает. Думаешь о Вас, и согревается душа».
«Ещё когда я учился балету в Америке , Вы были для меня олицетворением русского балета. Больше, чем что бы то ни было другое, меня завораживала откровенная и искренняя человечность, которая сияла в Ваших глазах. Вы никогда не были просто балериной, поражающей своей виртуозностью. Именно Ваш незабываемый образ женщины вдохновил и направил меня на мой собственный творческий поиск. С глубоким уважением и величайшим восхищением я буду помнить балерину Уланову, а в душе мне всегда будет не хватать Вас!»
В хронологическом порядке по году первой публикации.