Interested Article - Просветлённая ночь

«Просветлённая ночь» (точнее «Преображённая ночь», нем. Verklärte Nacht ) Op. 4 — произведение Арнольда Шёнберга , написанное в 1899 году, одно из вершинных достижений позднего романтизма и первое значительное сочинение этого автора. Средняя продолжительность звучания 27 минут.

История создания

Арнольд Шёнберг (портрет работы Рихарда Герстля , 1905)

Источником вдохновения Шёнбергу послужило одноимённое стихотворение Рихарда Демеля (1896), в котором действуют мужчина и женщина, оказавшиеся вдвоём в лесу: женщина признаётся мужчине в том, что ребёнок, которым она беременна, — не от него, мужчина отвечает, что душевное тепло, которое они дарят друг другу, преображает этого ребёнка, и он становится его ребёнком. Демель после премьеры «Просветлённой ночи» прислал Шёнбергу письмо с благодарностью .

Шёнберг сочинил «Просветлённую ночь» за несколько недель, отдыхая в городке Пайербах вместе со своим учителем Александром фон Цемлинским и его сестрой Матильдой, которая двумя годами позже стала женой Шёнберга; к этому времени Шёнберг уже был влюблён. Первоначальная партитура, для струнного (две скрипки, два альта, две виолончели), была завершена 1 декабря . В 1917 году Шёнберг переинструментовал «Просветлённую ночь» для струнного оркестра , в 1943 г. внёс в оркестровую версию ряд поправок, связанных с темпами, артикуляцией и балансом инструментов. Существует также сделанное Эдуардом Штейерманом переложение для фортепианного трио.

Характеристика музыки

Композиционно стихотворение Демеля состоит из пяти частей, и произведение Шёнберга, хотя и не делится формально на части, в целом следует этой пятичастной композиции. В поздних, 1950 года, заметках по поводу «Просветлённой ночи» Шёнберг показывает на многочисленных примерах, что конкретные места в его музыке соответствуют конкретным строчкам и фразам в исходном стихотворном тексте .

В интервью 1902 года для «Немецкой газеты музыкантов» ( нем. Deutsche Tonkünstler-Zeitung ) Шёнберг указал, что написанный им секстет был для него попыткой перенести в сферу камерной музыки открытия новейшего симфонизма . Эти открытия для раннего Шёнберга лежали, с одной стороны, в симфониях Иоганнеса Брамса , из размышлений над структурой которых он взял свою идею «развивающей вариации» ( нем. entwickelnde Variation ), а с другой стороны — в музыке Рихарда Вагнера (особенно в опере « Тристан и Изольда »), из которой Шёнберг извлекал уроки гармонии .

История исполнений

Премьера «Просветлённой ночи» состоялась в Вене только 18 марта 1902 года, после того, как Венское музыкальное общество первоначально отклонило её. Играл ( и Альберт Бахрих — скрипки, Антон Рузицка — альт, Фридрих Буксбаум — виолончель) и присоединившиеся к нему Франц Йелинек (второй альт) и Франц Шмидт (вторая виолончель), секстет занял место в программе между квартетом Германа Греденера и квинтетом Иоганнеса Брамса. Реакция публики и критики была крайне противоречивой — как из-за моральных претензий к стихотворению Демеля, романтизирующему внебрачный секс, так и из-за шёнберговских необычных гармоний. Этот же состав исполнителей повторил «Просветлённую ночь» 21 марта 1904 года в Праге , однако до этого он ещё прозвучал 30 октября 1902 года в Берлине в исполнении струнного квартета Вальдемара Майера (вторая скрипка , альт Бертольд Хайнц, виолончель Альбрехт Лёффлер, также второй альт Виллибальд Вагнер и вторая виолончель Макс Шульц-Фюрстенбург) .

и в балете Э. Тюдора «Огненный столп» (1942)

В 1924 году расширенный состав струнного квартета Спенсера Дайка осуществил в Англии первую запись «Просветлённой ночи» в редакции для струнного секстета. В том же году и тоже в Англии состоялась премьера оркестровой версии, струнным оркестром дирижировал ; эта редакция была впервые записана в 1934 г. Миннеаполисским оркестром под управлением Юджина Орманди . В истории исполнений первоначальной редакции выделяется Голливудский струнный квартет , в 1950 году посетивший дома больного Шёнберга и сыгравший для него его раннюю музыку; композитор, изначально отнёсшийся к этой идее скептически, был настолько впечатлён, что сам написал текст для выпущенной этим коллективом записи. Оркестровая редакция исполнялась и записывалась значительно чаще, выделяются записи Сент-Луисского симфонического оркестра (1945, дирижёр Владимир Гольшман ), Берлинского филармонического оркестра (дирижёр Герберт фон Караян ), Венского филармонического (1958) и Нью-Йоркского филармонического (1960) оркестров, в обоих случаях под управлением Димитриса Митропулоса .

Музыка «Просветлённой ночи» неоднократно становилась основой балетных постановок, из которых наиболее известен балет Энтони Тюдора «Огненный столп» ( англ. Pillar of Fire ; 1942), поставленный в Нью-Йорке в Театре балета .

Примечания

  1. от 5 марта 2020 на Wayback Machine // Arnold Schönberg Center
  2. Hans Heinz Stuckenschmidt. Schoenberg. — Oneworld Classics, 2011. — P. 59.
  3. . Дата обращения: 29 декабря 2019. 10 июня 2007 года.

Ссылки

  • : балет Американского театра балета на музыку «Просветлённой ночи» (запись 1973 года)
Источник —

Same as Просветлённая ночь