Хоэнбругг-Вайнберг
- 1 year ago
- 0
- 0
Шмуэл Вайнберг ( идиш שמואל װײַנבערג , польск. Szmuel Weinberg (Samuel Wajnberg) , при рождении — Шмил Вайнберг , или Самуил Моисеевич Вайнберг ; 12 декабря 1882 , Кишинёв , Бессарабская губерния — 1943 , концентрационный лагерь Травники или гетто в Лунинце ) — российский и польский дирижёр и композитор еврейского театра на идише .
Шмил (Самуил Моисеевич) Вайнберг родился в Кишинёве в многодетной и религиозной еврейской семье, его отец — Мойше (Моисей) Вайнберг — был бухгалтером . В семилетнем возрасте самостоятельно научился играть на скрипке, но формального музыкального образования не получил . Рано начал работать — сначала в галентерейной лавке, затем в типографии. В юношеском возрасте увлёкся зарождавшимся театром на идише и в 1899 году был принят актёром в гастролировавшую по Бессарабии труппу , в которой также исполнял обязанности скрипача, дирижёра, хормейстера, реквизитора и суфлёра. В последующие годы был дирижёром и концертмейстером трупп Фельдмана, вновь Сабсая, Мееровича и Компанейца, с которыми гастролировал по западным губерниям Российской империи. В Вильне , будучи дирижёром труппы Липовского, написал музыку к спектаклю «Лебедик ун лустик» ( Живо и весело ) режиссёра и драматурга (1892—1920), отца поэтессы Рахили Баумволь . После успеха этой постановки на протяжении двух лет работал композитором-постановщиком и дирижёром в виленской труппе Гефнера и приобрёл достаточно широкую известность .
Летом 1914 года Шмил Вайнберг получил приглашение в труппу Зандберга в Лодзи , а в 1916 году поступил на работу в варшавские театры «Централь» и «Элизеум» Абрама Каминского. С начала 1920-х годов был музыкальным директором, скрипачом и дирижёром варшавского еврейского театра «Скала», для которого написал музыку к постановкам «Йошке-музыкант» Осипа Дымова , «Ди мамэ гейт» ( Мама идёт ), «Редактор Качке» Якова Хохштейна и другим . В этом театре началась музыкальная карьера его сына — композитора Моисея Вайнберга (тогда известного как Мойше Вайнберг) , который с десятилетнего возраста выступал пианистом в сопровождающем постановки оркестре, а несколькими годами позже сам стал директором нескольких постановок театра.
В 1930-е годы Шмуэл Вайнберг работал в варшавском театре «Самбатион» Исаака Ножика, написал музыку к пяти театральным ревю, а также к пьесе «Златэ ди рэбэцн» ( Злата - раввинша ) И. Ножика. В качестве скрипача и дирижёра осуществил несколько граммофонных записей для польской звукозаписывающей фирмы Syrena , в том числе в сопровождении известного кантора Якова Кусевицкого. Вместе с сыном участвовал в музыкальном сопровождении кинофильма «Fredek uszczęśliwia świat» (1936, автор музыки и музыкальный руководитель оркестра) .
После оккупации Польши немецкими войсками Шмуэл Вайнберг бежал в Пинск ; его жена и дочь Эстер (1922—1943) были интернированы в гетто Лодзи , откуда депортированы в концентрационный лагерь Травники , где погибли . Их сыну, композитору Моисею (Мечиславу) Вайнбергу , удалось бежать в зону советской оккупации, из западной Белоруссии — в Ташкент , где он женился на дочери народного артиста СССР Соломона Михоэлса .