Interested Article - Донской, Лаврентий Дмитриевич

Лаврентий Дмитриевич Донской (1857 (или 1858) — 1917) — русский оперный певец (лирико-драматический тенор). В ГЦТМ им. Бахрушина хранится портрет певца работы неизвестного художника .

Биография

Родился в августе 1857 (или 1858) года в деревне Чухломского уезда Костромской губернии (ныне — Костромская область , Россия ).

Происходил из костромской крестьянской семьи . В семье было четверо детей. С 1872 — в Петербурге. Работал в рыбной лавке, маляром.

Скончался в Москве 22 ноября ( 5 декабря ) 1917 года .

Учёба

Судьбу Лаврентия Донского изменила случайная встреча с балетным артистом императорской труппы Н. О. Гольцем , который устроил музыкального паренька петь в церковном хоре, а затем познакомил с профессиональными певцами, а те, в свою очередь услышав его голос, обратили на него внимание и взялись за его музыкальное образование. По просьбе Н.Гольца первым педагогом Л.Донского стал И. А. Мельников , подготовивший его к поступлению в Петербургскую консерваторию, где Л.Донской учился в 1877—1880 гг. , педагоги К. Эверарди и В. Самусь . Причем, поскольку денег на учёбу бедный студент не имел, ему была положена стипендия . По окончании, с 1880 года занимался в Бесплатной музыкальной школе под руководством Д. М. Леоновой и М. Мусоргского .

В это же время начал сценическую деятельность: выступал в концертах, работал хористом в Мариинском театре . В 1888 году — в Милане, где брал уроки вокала у Дж. Ронкони и Гамброджио .

Сценическая деятельность

В 1882 году поступил в киевскую антрепризу к И. Я. Сетову , первая роль: Богдан Собинин в « Жизни за царя » М. Глинки .

В 1883 году был приглашен солистом в московский Большой театр , где работал в течение 1883 −1904 гг. и стал ведущим тенором Большого театра (primo tenore) . Одновременно продолжил занятия вокалом у Ф. П. Комиссаржевского , позднее у , брал уроки сценического мастерства при подготовке оперных образов у артиста и режиссёра московского Малого театра А. Ленского .

Работая в Большом театре, одновременно участвовал в гастрольных поездках в антрепризе своего родственника (брат гражданской супруги) А. А. Эйхенвальда (Нижний Новгород — 1898, август 1902, 1903; Казань — 1902).

В 1904, покинув Большой театр, создал собственную антрепризу, которая просуществовала до 1908 года, гастролировал в Саратове , Тифлисе и по городам Сибири. Уехав из Москвы в Тифлис, в 1904 −1906 гг. держал оперную антрепризу там .

С 1905 года начал заниматься педагогической деятельностью.

Приобретя имение Гирино в Тверской губернии, Л.Донской организовал там летнюю оперную студию для постановок оперных спектаклей; там же был создан интернат для певцов. Такая студия была единственная в России . Среди постоянных гостей и зрителей там бывали представители московской творческой интеллигенции (например, художник Исаак Левитан ).

В 1909 году получил звание Заслуженного артиста императорских театров .

Концертная деятельность

Большое место в творчестве занимала концертная деятельность. В 1900 году Лаврентий Донской выступил с концертом на Всемирной выставке в Париже , он принимал участие с исполнением романсов в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1893 исполнил сольную партию в Мессе С-Dur Л. Бетховена в ансамбле с Евгенией Збруевой , Маргаритой Эйхенвальд , Степаном Трезвинским , 16 февраля 1902 года участвовал в первом исполнении кантаты «Сказание о Великом Китеже» С. Василенко п/у В. Сафонова .

За 20 лет певец исполнил 78 партий в 69 операх.

Педагогическая деятельность

Педагогической деятельностью занимался с 1905 года.

Профессор Московского музыкально-драматического училища (1907—1917 гг.)

Среди его учеников: В. Быстров, , Ф. Вологодский, Б. М. Евлахов , , , Г. С. Пирогов , М. Д. Роменский , , А. Н. Ульянов , .

Значение творчества

Пружанский А. М. пишет о творчестве Л. Донского: «Был одним из лучших оперных артистов своего времени, чей успех в Москве мог сравниться с успехом Н. Фигнера в Петербурге. Обладал редким по красоте, ровным, сильным, певучим голосом мягкого тембра и обширного диапазона, природной музыкальностью, художественным вкусом и драматическим. мастерством». Там же автор приводит слова оперного певца и режиссёра, главного режиссёра московского Большого театра В.Шкафера о Л.Донском : «Благодаря своей титанической работе, как в смысле общеобразовательном, так и по части вокального и сценического искусства, он добился видных результатов… У него было хорошо выработанное дыхание, голос был выровнен на всем протяжении диапазона, пение было слегка по-русски открытое, но вместе с тем музыкальное, приятное» .

Семья

Жена: арфистка и певица, представительница знаменитой артистической семьи (гражданский брак ).

Правнучка: Елена Алексеевна Трифонова живёт и работает в Москве. Правнук: Андрей Евгеньевич Веселый (1957 года рождения) живёт и работает в Москве. Праправнучка: Веселая Елизавета Андреевна живет и работает в Москве (2000 года рождения). Праправнук: Чистяков Кирилл Олегович 1984 года рождения живет и работает в Москве.

Примечания

  1. Донской Лаврентий Дмитриевич // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
  2. . Дата обращения: 31 марта 2022. 23 ноября 2017 года.
  3. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, Гловацкий — Кетуракис, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл. (стб. 487)
  4. Донской Лаврентий Дмитриевич (1858—1917) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
  5. . Дата обращения: 25 февраля 2011. Архивировано из 5 октября 2014 года.
  6. . Дата обращения: 25 февраля 2011. 26 декабря 2010 года.
  7. . Дата обращения: 25 февраля 2011. 11 ноября 2011 года.
  8. Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. Л., 1936. С. 24.
Источник —

Same as Донской, Лаврентий Дмитриевич