Interested Article - Святловская, Александра Владимировна
- 2021-07-30
- 1
Алекса́ндра Влади́мировна Святло́вская (в замуж. Миллер (Мюллер), 14 [26] апреля 1855 (в некоторых источниках 1856), Петербург — 1923 (по другим источникам 1933)) — оперная певица ( меццо-сопрано , контральто ) и педагог. Жена певца И. И. Мюллера.
Биография
Родилась в семье генерал-майора Владимира Викентьевича Святловского . Выпускница Смольного института .
В период с 1872 по 1876 год обучалась пению в Московской консерватории у А. Александровой-Кочетовой . Оперное пение ей преподавали Н. и А. Рубинштейны и П. И. Чайковский . Чайковский писал о ней: «Голос госпожи Святловской достаточно силен, свеж и красив. Она фразирует со вкусом, поет чисто, верно…». Чайковский посвятил певице «Колыбельную песню», также предложил ей премьерное исполнение его романса «Вечер» op. 27 № 4, 17 дек. 1876 в Москве.
Восемь лет прослужила на московской императорской сцене, исполняя главные контральтовые партии. В период 1875—87 была солисткой Большого театра . Дебют в партиях Вани — «Жизнь за царя» М. Глинки и партии Рогнеды — «Рогнеда». В дальнейшие годы гастролировала в Лейпциге, Берлине, Веймаре, Вене, Праге, Париже и несколько лет пела в Лондоне (1890-е гг.).
Святловская обладала ровным, сильным и красивым голосом, обладая широким диапазоном (две с половиной октавы). Критика отмечала её художественный вкус и сценическое дарование.
С 1885 по 1887 выступала с сольными концертами в Киеве в Зале Дворянского собрания. В 1898 принимала участие в концерте украинской музыки в Москве. С большим мастерством исполняла украинские народные песни.
В 1899—1901 давала ежегодные концерты в Малом зале московского Благородного собрания, гастролировала с концертами по России. Исполняла сольные партии в кантатах И. С. Баха, «Stabat mater» Дж. Перголези (1876), оратории «Легенда о св. Елизавете» Ф. Листа (1883), кантате «Москва» П. Чайковского, 9-й симфонии Л. Бетховена (в Москве — 1876, 1884, 1886, в Петербурге— 1885), в « Странствии Розы » Р. Шумана (1886).
В камерном репертуаре певицы были произведения Дж. Перголези, Г. Генделя. Дж. Россини, Ф. Шуберта, Р. Шумана. Ш. Гуно, К. Сен-Санса, М. Глинки, М. Мусоргского, А. Бородина, М. Балакирева, A. Рубинштейна, П. Чайковского (композитор посвятил С. «Колыбельную песню»), С Рахманинова, Г. Конюса.
В 1904 году организовала собственную оперную труппу в Москве.
Начиная с 1913 года, вела в Москве педагогическую работу, являясь одним из лучших педагогов по вокалу в России. Среди её учениц — Наумова, Юхова-Семенова, Е. Яновская.
Будучи широко образованным человеком, она вела переписку с Н. Римским-Корсаковым , B. Сафоновым , Е. Лавровской , Э. Направником , А. Гречаниновым , А. Корещенко , М. Ермоловой .
Первая исполнительница партий: Эсфири (« Уриель Акоста »), Солохи (« Черевички »), Катерины («Тарас Бульба» В. Кашперова); в Харькове — Варвары («Гроза»); в Большом театре — Ангела («Демон» А. Рубинштейна), Ксении («Нижегородцы»), Маддалены («Риголетто»; на русском языке).
Выступала на английской сцене — Няни («Евгений Онегин», 5 марта 1892, Лондон, т-р «New-Olimpic»).
Другие партии: Ратмир («Руслан и Людмила»), Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского), Груня («Вражья сила»), Любовь («Мазепа» П. Чайковского), Ольга («Евгений Онегин»); Зибель, Паж Урбан, Нэнси.
Партнёры: И. Б. Байц, А. И. Барцал , И. Е. Белявский, П. И. Богатырёв, П. Б. Борисов, Р. В. Василевский, А. Н. Верни, О. Л. Данильченко, А. М. Додонов, Л. Д. Донской, Е. П. Кадмина, М. Н. Климентова, Б. Б. Корсов, А. П. Крутикова, И. В. Матчинский, В. С. Стрелецкий, Д. А. Усатов, О. Р. Фюрер, П. А. Хохлов, Ю. И. Шакулло.
Пела под управлением У. И. Авранека , И. К. Альтани , Э. М. Бевиньяни , Э. Ф. Направника, П. Чайковского.
Архив Александры Святловской сохранился и находится в ГДМЧ (Государственный Дом-музей П. И. Чайковского в Клину), фонд № 46.
Литература
- Александра Святловская // Театральная библиотека. — 1891. — № 4. — C. 89
- Концерт А. В. Святловской // Московские ведомости. — 1899. — 19 февр.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. — СПб., 1900. — Т. 57. — С. 263—64
- Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. — Вып. 1, 2. — С. 13
- Николай П. Ч. Императорское воспитательное общество благородных дѣвиц: исторический очерк (1764—1914) — Т. 3. — Гос. тип., 1915
- Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. стр. 245
- Балакирев М. А. Переписка с нотоиздательством П. Юргенсона / М. А. Балакирев, П. И. Юргенсон. — М.: Гос. муз. изд-во, 1958, — 419 с. с нот. илл.; 6 л. илл. и нот. илл. (Центр, гос. грхив литературы и искусства СССР). 2.000 экз.
- Гольденвейзер А. Б. А. Б. Гольденвейзер о музыкальном искусстве: сборник статей / А. Б. Гольденвейзер, Д. Д. Благой. — М.: Изд-во Музыка, 1975—415 стр.
- Шарандина Ю. Коллекция Святловской // Музыкальная жизнь. — 1989. — № 8. — С. 28.
- Святловская Александра Владимировна // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994. — Т. 5.
- Зарубин В. И. Большой театр. Первые постановки опер на русской сцене, 1825—1993. — М.: Эллис Лак, 1994 — С. 319. — ISBN 5-7195-0027-8
- Святловская Александра Владимировна // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- 2021-07-30
- 1