Interested Article - Тютюнник, Василий Саввич
- 2020-04-21
- 1
Василий Саввич Тютюнник ( 24 марта [ 7 апреля ] 1860 , г. Недригайлов Харьковской губернии, ныне Сумская область (по некоторым источникам родился в Самаре ) — 24 мая 1924 , Москва ) — оперный певец (бас), режиссёр и вокальный педагог.
Отец певца (1905—1985; в 1948—1959 был солистом ( бас ) Большого театра) .
Биография
Окончив Самарскую мужскую гимназию , уехал в Москву. В 1881—1886 гг. — студент Московской консерватории : начал обучение игре на скрипке, затем перешёл в вокальный класс; педагоги Л. Казати, , с 1883 — Ф. П. Комиссаржевский , педагог по сценическому мастерству И. Самарин . Окончил консерваторию с большой серебряной медалью.
В годы учёбы выступал в ученических спектаклях и концертах.
Сразу по окончании Московской консерватории принят в петербургский императорский Мариинский театр . В 1886—1888 гг. — солист петербургского Мариинского театра.
Одновременно принимал участие в спектаклях Итальянской оперы при императорских театрах в Петербурге .
В 1888—1912 — солист московского Большого театра . На этой же сцене выступил и как режиссёр оперных спектаклей. В 1903—1910 гг. — исполняющий обязанности главного режиссёра московского Большого театра, сменив А. И. Барцала , а в 1911 на эту должность заступил В. П. Шкафер .
В 1912 году певец покинул сцену Большого театра; прощальный бенефис певца состоялся в партии Папагено — « Волшебная флейта » В. А. Моцарта . Эта опера в Большом театре прозвучала впервые в 1889 году, когда молодой певец Василий Тютюнник выступил именно в этой партии.
В последние месяцы свой работы на сцене Большого театра, а также уже уйдя оттуда, в 1911—1917 гг. Василий Савич принимал активное участие в организации общедоступных спектаклей в московском Грузинском и Сергиевском Народных домах, где поставил несколько оперных представлений, среди которых оперы «Жизнь за царя», «Измена» и др.
В 1917—1924 — режиссёр в Вокальной студии им. П. Чайковского.
Пружанский А. М. отмечал: «Обладал небольшим гибким голосом широкого диапазона. Исполнение отличалось тонкой фразировкой и чувством стиля. Актерское дарование певца проявилось в острохарактерных ролях» .
Похоронен на Ваганьковском кладбище (23 уч.) .
Концертная деятельность
Пел п/у У. И. Авранека , И. К. Альтани , А. С. Аренского , Э. Ф. Направника , В. И. Сука .
В 1888 исполнил сольную партию в кантате «На смерть императора Иосифа I» Л. Бетховена .
7 марта 1893 исполнил партию Сатаны из музыки Э. Ф. Направника к драматической поэме «Дон Жуан» А. Толстого .
С 1906 года выступал в концертах Кружка любителей русской музыки с исполнением романсов А. Даргомыжского, М. Мусоргского, М. Балакирева, А. Рубинштейна. В репертуаре певца были произведения М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского.
Во второй половине 1880-х гг. В. Тютюнник пел в московском доме А. Чехова на Якиманке .
Вацлав Сук посвятил певцу свой романс «Молчи» (op. 18 № 1, 1911).
Оперные партии
- 1882 — « Дон Жуан » В. А. Моцарта — Лепорелло
- 1889 — « Волшебная флейта » В. А. Моцарта Папагено (впервые в Большом театре)
- 1890 — « Чародейка » П. Чайковского — Мамыров (впервые в Большом театре; одна из лучших его партий),
- 1890 — « » А. С. Аренского — Мизгирь (первый исполнитель)
- 1891 — «Марта, или Ричмондский рынок» Ф. Флотова — Лорд Тристан
- 1892 — «Ролла» А. Симона — Шут при дворе сенатора Коста (первый исполнитель)
- 1895 — « Тушинцы » П. Бларамберга — Сеитов (первый исполнитель)
- 1895 — « Дубровский » Э. Направника — Заседатель (впервые в Большом театре)
- 1896 — « » В. Мартин-и-Солера и В. Пашкевича — Фотяша (впервые в Большом театре)
- 1898 — « Князь Игорь » А. Бородина — Скула (впервые в Большом театре)
- 1898 — « Ночь перед Рождеством » Н. Римского-Корсакова — Пацюк (впервые в Большом театре) и позже Панас
- 1899 — «Забава Путятишна» М. Иванова — Турухан (первый исполнитель)
- 1900 — « Ледяной дом » А. Корещенко — Зуда (первый исполнитель)
- 1901 — « Сын мандарина » Ц. Кюи — Зай-Санга (впервые в Большом театре)
- 1901 — « Борис Годунов » М. Мусоргского, ред. Н. Римского-Корсакова — Пристав (впервые в Большом театре)
- 1904 — « Вертер » Ж. Массне — Судья (впервые в Большом театре)
- 1905 — « Пан воевода » Н. Римского-Корсакова — Дзюба (впервые в Большом театре)
- 1909 — « » К. Гольдмарка — Коробейник (впервые на русской сцене)
- « Руслан и Людмила » М. Глинки — Фарлаф
- « Русалка » А. Даргомыжского — Мельник
- « Борис Годунов » М. Мусоргского — Варлаам
- « Евгений Онегин » П. Чайковского — Зарецкий
- « Мазепа » П. Чайковского — Орлик
- « Черевички » П. Чайковского — Бес
- « Пиковая дама » П. Чайковского — Князь Елецкий и Граф Томский
- « Гугеноты » Дж. Мейербера — Граф де Сен-Бри
- « Фауст » Ш. Гуно — Мефистофель
- « Риголетто » Дж. Верди — Спарафучиле
- « Демон » А. Рубинштейна — Князь Гудал
- « Маккавеи » А. Рубинштейна — Симей
- « Вражья сила » А. Серова — Ерёмка
- « Юдифь » А. Серова — Асфанез
- « Снегурочка » Н. Римского-Корсакова — Бермята
- « Майская ночь » Н. Римского-Корсакова — Писарь
- « » Э. Направника — Ордгард
- « Свадьба Фигаро » В. А. Моцарта — Бартоло
- « Вольный стрелок » К. М. Вебера — Куно
- « Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине » Д. Обера — Джакомо
- « Кармен » Ж. Бизе — Цунига
- « Генрих VIII » К. Сен-Санса — Граф Норфолк
- « Севильский цирюльник » Дж. Россини — Дон Бартоло
- « Вильгельм Телль » Дж. Россини — Геслер
- « Аида » Дж. Верди — Рамфис
Постановки в Большом театре
- 1901 — « Пир во время чумы » Ц. Кюи (первая постановка)
- 1901 — « Моцарт и Сальери » Н. Римского-Корсакова (впервые в Большом театре)
- 1901 — « » Ц. Кюи (впервые в Большом театре)
Преподавательская работа
В 1891—1901 преподавал в Синодальном училище.
В 1910—1920 (или с 1890-х гг. до 1924 ) — в московском Музыкально-драматическом училище В. Ю. Зограф-Плаксиной (профессор, вел классы сольного пения и вокального ансамбля).
В 1920—1924 — в Московской консерватории (профессор, в 1920—1922 декан факультета).
Среди его учеников: А. С. Пирогов , И. М. Скобцов , Д. Ф. Тархов , .
Сочинения
- Теория и техника пения (1920—1923, рукопись, местонахождение неизвестно )
- Автобиография // Частный архив И. Лысенко (Киев).
Примечания
- ↑ Тютюнник Василий Саввич // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- . Дата обращения: 3 марта 2011. 31 января 2018 года.
- ↑ Тютюник Василий Саввич (1860—1924) // Вокально-энциклопедический словарь: Биобиблиография : в 5 т. / М. С. Агин . — М. , 1991—1994.
- Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 6. Хейнце — Яшугин. 1108 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1982 (стр. 349)
- Шкафер Василий Петрович // Отечественные певцы. 1750—1917: Словарь / Пружанский А. М . — Изд. 2-е испр. и доп. — М. , 2008.
- Артамонов М. Д. Ваганьково. — М. : Моск. рабочий, 1991. — С. 173.
Литература
- Василий Саввич Тютюнник, певец и режиссёр Московской императорской оперы // Ежегодник императорских театров . Сезон 1907—1908. — Вып. 28. — С. 281.
- Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы: Воспоминания. 1890—1930. — Л., 1936. — С. 181.
- Владимир Аполлонович Лосский: Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания о Лоском . — М., 1959. — С. 187.
- Тархов Д. Ф. Страницы из воспоминаний // Музыкальное искусство. — М., 1968. — Т. 2. — С. 182—183.
- Балабанович Е. З. Чехов и Чайковский. — М., 1970. — С. 60-61.
- Яковлев В. Избранные труды о музыке: Музыкальная культура Москвы. — М., 1983. — Т. 3. — С. 254, 358.
- 2020-04-21
- 1