Interested Article - Дау. Наташа
- 2021-07-30
- 1
« Дау. Наташа » (вариант: англ. DAU.NATASHA ) — художественный фильм Ильи Хржановского и Екатерины Эртель 2020 года, являющийся частью кино -арт-проекта « Дау ».
Сюжет
Фильм рассказывает о Наташе, заведующей столовой в вымышленном секретном НИИ 1950-х годов. Днём женщина обслуживает посетителей, по вечерам — отдыхает, выпивая алкогольные напитки со своей помощницей Олей. Подруги обсуждают житейские проблемы, говорят о любви, доверяют друг другу свои мечты. Хотя часто между ними и происходят ссоры, драки (Оля не желает слушаться заведующую), они всё же проводят большую часть времени вместе.
Однажды на вечеринке Наташа сближается с приглашённым французским учёным Люком Биже, с которым у неё заводится роман и с которым в итоге она занимается сексом . После того как об этом становится известно окружающим, жизнь главной героини резко меняется — её вызывает на допрос генерал КГБ Ажиппо, который физически и морально издевается над ней, заставляет подписать ложные доносы , бумаги о сотрудничестве.
Фильм заканчивается эпизодом, в котором Наташа ссорится с Олей.
В ролях
Имена актёров и имена героев совпадают.
Актёр | Роль |
---|---|
Наталья Бережная | Наташа, заведующая столовой |
Оля, буфетчица | |
Люк Биже | Люк, астрофизик |
Ажиппо, следователь НКВД | |
Алексей Блинов | профессор Блинов |
Особенности фильма
Данный фильм — это лишь часть «вселенной» « Дау », эпизод из жизни вымышленного НИИ , напрямую не связанный с образом главного героя — физика Л. Ландау (Дау).
Все люди, задействованные в данном фильме, как уверяют создатели, являются непрофессиональными актёрами: на протяжении нескольких лет они жили в специально сконструированном НИИ, который служит главной декорацией фильма.
Фильм снимался без определённого сценария , поэтому камера фиксировала естественное поведение каждого героя в заданных режиссёром обстоятельствах. Вот как Наталья Бережная, исполнительница главной роли, во время пресс-конференции на Берлинале описала съёмки:
Не было сценария. Мы жили так, как мы жили. У нас была определённая жизнь. Страшная с одной стороны, очень угнетающая с другой. У нас были: страх, любовь, взаимоотношения. То есть всё это мы проживали. <…> Это была наша жизнь [цитата незначительно изменена]
Наталья Бережная о жизни в НИИ:
Заходишь на территорию — я же это делала ежедневно на протяжении полутора лет — и та жизнь за пределами теряется. Как машина времени, раз — и всё. И ты углубляешься в ту жизнь, которая там происходит. Это очень интересно. Это как наркотик. Потому что знаешь, что там вот каждый день что-то новое. Там нет обыденности, там жизнь бьёт ключом, там интересные разговоры <...>
Оценка
Комментарий режиссёра, сделанный им во время пресс-конференции на Берлинале : « Это история о том, как люди решались осознанно отправиться в очень сложное путешествие. И это путешествие является самым откровенным <…>» .
Во время показа фильма в Париже итальянская киноактриса Моника Беллуччи поделилась с Натальей Бережной, исполнительницей главной роли, своими впечатлениями от просмотра фильма. Вот как Бережная описала встречу:
Она была в восторге от фильма, держала меня за руку, гладила меня по руке, говорила, что очень хороший, красивый фильм, я ей сильно понравилась. То есть вообще супер-супер
Награды
Фильм был показан 26 февраля 2020 года на 70-м Берлинском международном кинофестивале , где номинировался на высшую награду — « Золотого Медведя » . По решению жюри приз «Серебряный Медведь» вручен персонально оператору Юргену Юргесу «за выдающиеся художественные достижения»
Критика
Фильм получил неоднозначные оценки критиков и кинозрителей. В основном аудитория разделилась на две группы: на тех, кто считает «Дау» высокохудожественным проектом, и на тех, кто либо низко оценивает его художественную сторону, либо считает неприемлемым этический аспект кинопроизводства картины.
По данным агрегатора Rotten Tomatoes , «Дау. Наташа» получила 85 % положительных отзывов от кинокритиков на основе 13 рецензий (начало 2021 года) .
Отзывы кинокритиков
- Егор Беликов, Искусство кино : «Как ни удивительно, но в каждом кадре этой картины больше настоящей запечатлённой жизни (и прекрасной, и уродливой), чем суммарно в фильмографиях многих режиссёров. Благодаря тому, что „Дау“ — это нечто среднее между реалити-шоу и документальным фильмом , Хржановскому удаётся показать, как именно человек ломается под гнётом жутких обстоятельств тоталитарного режима » .
- Андрей Плахов , Коммерсантъ : «Перед нами не просто фильм, о котором можно написать рецензию вкусового характера, а объект особой стратегической важности, некий дрон, зондирующий и сканирующий территорию, известную под условным названием „Россия“» .
- Джоффри Макнаб, The Independent : «Если вас хоть немного интересовало то, как на самом деле жилось в сталинской России, проект „Дау“ в целом подведёт вас к этой теме ближе, чем любая историческая книга. Но сам по себе фильм „Дау. Наташа“ неровный. Некоторые сцены смотреть некомфортно, иногда кажется, что Хржановский и его соавтор Екатерина Эртель специально провоцируют зрителя. Тем не менее этот фильм всё равно возьмёт за живое большинство зрителей» .
- Антон Долин , Meduza : «<…> прежде всего „Наташа“, как и другие фильмы „Дау“, — демонстрация того, на что ещё способен кинематограф, искусство не прошлого, а только начавшегося XXI века» .
- Анна Стрельчук, InterMedia : «Демонстрируя на экране эксцессы, „Дау“ позволяет зрителю непосредственно столкнуться со своими ужасами и страхами, а осознание вытесненной жестокости и освобождение от неё в процессе зрелища открывают возможности подлинного и длительного переживания» .
Открытое письмо
Пять российских журналистов написали открытое письмо директору Берлинале , подвергнув сомнению этичность участия «Дау. Наташа» в конкурсе 2020 года. Письмо вызвало споры не только в России, но и привлекло внимание крупных профильных СМИ, например, Variety . Цитата из обращения:
Почему в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения?
Журналисты, подписавшие письмо: Татьяна Шорохова, Марина Латышева, Ксения Реутова, Дмитрий Барченков, Тамара Ходова.
Прокатная судьба
В мире
Мировая премьера арт-проекта «Дау» состоялась в 2019 году в Париже с 24 января по 17 февраля .
В России
25 ноября 2019 года Министерство культуры РФ отказало в выдаче прокатных документов некоторым фильмам «Дау», в числе которых была «Дау. Наташа» . Министерство сослалось на наличие в фильмах «материалов, пропагандирующих порнографию ». После этого Илья Хржановский, режиссёр фильма, написал министру культуры Владимиру Мединскому открытое письмо с просьбой выдать прокатные удостоверения всем частям проекта . Режиссёр обратился к министру с просьбой сформировать экспертную комиссию из независимых высокопрофессиональных специалистов в области этики, культуры и искусства и получить их оценку кинопроекта «ДАУ» с точки зрения наличия в нем пропагандирующих порнографию сцен .
Ответ В. Мединского (4 декабря 2019 года):
Прокатное удостоверение выдаётся для проката фильма в кинотеатре. А на интернет-ресурсах он может, наверное, демонстрироваться с соответствующими предупреждениями. Показ подобного рода продукции широким экранам не предусмотрен
13 февраля 2020 года кинокомпанией «Феномен Филмз» был подан иск в Арбитражный суд Москвы о признании незаконным отказ в выдаче прокатных удостоверений четырем фильмам «Дау» . В исковом заявлении компания ссылалась на конституционное право на свободу литературного, художественного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ) .
15 сентября 2020 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск кинокомпании «Феномен Филмз» к Минкультуры России о признании незаконным отказ в прокатном удостоверении .
Примечания
- . Box Office Mojo . Дата обращения: 16 января 2023. 16 января 2023 года.
- (англ.) . DAU CINEMA. Дата обращения: 28 апреля 2020. 28 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 28 апреля 2020. 28 апреля 2020 года.
- ↑ meduza.io. Дата обращения: 28 апреля 2020. 17 апреля 2020 года.
- (рус.) . Искусство кино . Дата обращения: 23 октября 2020. 23 ноября 2020 года.
- . Berlinale . Дата обращения: 4 февраля 2021. 13 апреля 2020 года.
- . Variety . Дата обращения: 4 февраля 2021. 13 апреля 2020 года.
- . Дата обращения: 28 апреля 2020.
- . Variety . Дата обращения: 1 марта 2020. 13 апреля 2020 года.
- (англ.) . Дата обращения: 28 апреля 2020. 20 июля 2021 года.
- (англ.) . The Independent (26 февраля 2020). Дата обращения: 28 апреля 2020. 27 февраля 2020 года.
- meduza.io. Дата обращения: 29 апреля 2020. 17 апреля 2020 года.
- www.intermedia.ru (2 марта 2020). Дата обращения: 28 апреля 2020. 4 апреля 2020 года.
- Ольга Щербинина. . TJ (28 апреля 2020). Дата обращения: 29 апреля 2020. 14 мая 2022 года.
- kimkibabaduk. . kimkibabaduk (29 февраля 2020). Дата обращения: 29 апреля 2020. 28 апреля 2020 года.
- www.vashdosug.ru . Дата обращения: 23 января 2021. 4 марта 2021 года.
- . The Village . Дата обращения: 23 января 2021.
- . culture.gov.ru . Дата обращения: 23 января 2021. 8 марта 2021 года.
- . Interfax.ru . Дата обращения: 23 января 2021. 8 февраля 2021 года.
- . interfax.ru. Дата обращения: 23 января 2021. 29 декабря 2020 года.
- . tass.ru. Дата обращения: 23 января 2021. 7 февраля 2021 года.
- (амер. англ.) . teatral-online.ru . Дата обращения: 23 января 2021. 15 февраля 2020 года.
- // Коммерсантъ. 29 апреля 2021 года.
- . ТАСС . Дата обращения: 23 января 2021. 26 сентября 2020 года.
- 2021-07-30
- 1