Фонд Викимедиа против АНБ
- 1 year ago
- 0
- 0
Анакла́за (тж. анакла́зис ; др.-греч. ἀνάκλασις , изгиб, поворачивание, поворот) в античном стихе — перемена местами соседних долгого и краткого слогов в некоторых метрах, например, у Анакреонта вместо группы U— U— встречается —U U—.
Античными поэтами приём использовался для достижения эффекта «перебоя ритма». Холиямб (т. н. хромой ямб ), изобретение которого приписывается Гиппонакту (2-я пол. VI в. до н. э.), является шестистопным ямбом с последней стопой в анаклазе: U—́¦U—|U—́¦U—|U—́¦U— → U—́¦U—|U—́¦U—|U—́¦—U.
В силлабо-тоническом стихе анаклазой называется конфликт естественного и метрического ударений. Она проявляет себя в том, что метрический акцент падает на безударный слог. Например, в стихе Abgesetzt wurd' ich. Eure Gnaden weiß ( Ф. Шиллер . Die Piccolomini II, 7) метрическое ударение падает на второй слог первого слова, в то время как он по природе безударный. Ритмический конфликт может быть намеренным, в случае когда поэт хочет выделить таким образом метрически акцентируемое слово, а также во избежание ритмической монотонии, например, в ямбе: Und sah: ihres Gefühles grüne Rute ( Р.М. Рильке . Abisag). В немецком стиховедении анаклазу в силлабо-тоническом стихе принято отличать от подвижного ударения ( schwebende Betonung ), когда метрическое ударение противоречит естественному ударению в словосочетании, но не противоречит естественному ударению акцентируемого слова, например. Fühl' ich ..., вместо правильного Fühl' ich...