Всё только начинается (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«День начина́ется» ( фр. Le jour se lève ) — фильм режиссёра Марселя Карне , снятый во Франции в 1939 году . Криминальная мелодрама . Признан одним из основных примеров творческого направления французского кино, получившего название поэтический реализм . Фильм попадал в десятку лучших картин мирового кинематографа по версии британского обозрения Sight & Sound .
В многоквартирном доме происходит убийство. Из комнаты мансардного этажа выползает незнакомец и, скатившись на несколько пролётов вниз, затихает. На требование прибывшей полиции открыть дверь, жилец — Франсуа ( Жан Габен ), — с проклятиями выпускает несколько пуль из пистолета через дверь. Квартал блокируется жандармами . Чуть позже с крыши противоположного дома полицейские обстреливают комнату. В тёмном изуродованном жилище Франсуа вспоминает предшествующие события.
Он — простой рабочий литейного завода, однажды знакомится с симпатичной цветочницей ( Жаклин Лоран ), к которой сразу чувствует симпатию. У них много общего: схожие имена (девушку зовут Франсуаза ), оба сироты и выросли в приюте. Уже через несколько недель их отношения перерастают в очень близкие. Одновременно Франсуа сожительствует с опытной и достаточно вульгарной актрисой по имени Клара ( Арлетти ). Её бывший муж — Валентин ( Жюль Берри ), дрессировщик цирковых собак, загадочным образом связан с Франсуазой, что окончательно запутывает отношения в любовном четырёхугольнике. Валентин вызывает Франсуа на разговор и сообщает ему, что принимает участие в судьбе Франсуазы исключительно в качестве её отца. Молодой человек не верит циркачу.
Франсуа объясняется в любви Франсуазе и в тот же день объявляет Кларе о разрыве отношений. Та принимает это внешне спокойно. Чуть позже в квартиру молодого человека врывается Валентин и, не в силах противостоять Франсуа физически, пытается унизить его морально. В продолжительном монологе и поведении артиста много пафосно-театрального. Он, явно любуясь собой, сообщает, что пришёл убить Франсуа, демонстрирует пистолет. Валентин то трагически жалеет об ушедшей молодости, то с гнусной иронией двусмысленно намекает о прошлом Франсуазы, которая, конечно, не его дочь. Напряжение в комнате достигает пика. Франсуа выхватывает пистолет Валентина и стреляет в него.
Не рискуя ворваться в квартиру через дверь, полиция посылает двух жандармов на крышу с приказом забросать убежище молодого человека гранатами со слезоточивым газом. Они не успевают выполнить задание. Франсуа стреляет себе в сердце.
Актёр | Роль |
---|---|
Жан Габен | Франсуа |
Жаклин Лоран | Франсуаза |
Жюль Берри́ | Валентин |
Арлетти | Клара |
Бернар Блие | Гастон |
Последний довоенный фильм Карне, снятый в Мюнхене и выпущенный на экраны в июне 1939 года . По существу в фильме есть только четыре значимых персонажа, и режиссёр рассказывает историю, используя 3 флешбэка , что являлось новаторским по тем временам. Чтобы максимально усилить клаустрофобичность комнаты, где находится Габен, Карне потребовал, чтобы декорация действительно была ограничена 4 стенами. Актеры и члены съемочной группы могли выбраться оттуда только через верх.
Как и в предыдущем фильме Карне и Превера « Набережная туманов » (1938), в этой картине снялся Жан Габен, который не только стал ведущим французским актером того периода, но и почти знаковой фигурой поэтического реализма. В том, что делал Габен в этих фильмах, было нечто подобное тому, что Джеймс Дин и Марлон Брандо предложили позднее в американских фильмах: чувственность и страстность, что лежало за пределами принятых театральных приёмов.
Номинация в 1939 году на Кубок Муссолини — в тот период главный приз Венецианского кинофестиваля .
В 1947 году на основе картины «День начинается» режиссёром Анатолем Литваком снята американская версия фильма в стиле нуар под названием «Длинная ночь» ( англ. The Long Night ). Роль Франсуа исполнил Генри Фонда .
Пессимизм картины, её мрачный романтизм не понравились большей части зрителей [ источник не указан 2014 дней ] , а также некоторым политическим группировкам, как это случалось и раньше с другими фильмами Карне. Фильм был запрещён к показу во Франции цензурой Режима Виши . Широкое признание получил после повторного выхода на экраны в 1945 году.