Interested Article - Святой наносит ответный удар

«Святой наносит ответный удар» ( англ. The Saint Strikes Back ) — американский детективный фильм с элементами комедии режиссёра Джона Фэрроу , который вышел на экраны в 1939 году.

Это второй фильм из цикла студии RKO Pictures о галантном борце с преступностью Саймоне Темпларе, известном как Святой, и первый из пяти фильмов с Джорджем Сандерсом в заглавной роли. В основу сценария фильма положен роман Лесли Чартериса «Она была леди» ( англ. She Was a Lady ), который впервые был опубликован отдельной книгой в 1931 году. В романе действие происходит в Лондоне , однако в фильме действие перенесено в Сан-Франциско . В этой картине Святой знакомится с предводительницей банды Вэл Траверс ( Венди Барри ), дочерью полицейского, который покончил с собой после того, как его подставили бандиты. Вэл намерена найти виновных в смерти отца и отомстить им, и Святой решает ей помочь, одновременно выполняя задание руководства городской полиции схватить таинственного преступного главаря, известного как Уолдерман.

Фильм имел большой успех у публики и получил позитивные отзывы критики за интересный сюжет, точную, напряжённую режиссуру Джона Фэрроу и отличную игру Джорджа Сандерса.

Венди Барри позднее сыграла ещё в двух фильмах о Святом, каждый раз исполняя разные роли.

Сюжет

В клубе Colony в Сан-Франциско в разгар празднования Нового года частный детектив и джентльмен Саймон Темплар, известный как ( Джордж Сандерс ) замечает, как некто собирается выстрелить из-за куста. Саймон стреляет первым, после чего молодая привлекательная женщина Вэл Траверс ( Венди Барри ) и сопровождающий её кавалер быстро покидают клуб. Когда Вэл оказывается у выхода из клуба одна, к ней подходит Саймон, сообщая, что её сообщник, которого убили в зале, сам пытался кого-то застрелить. Святой успевает увезти Вэл домой до того, как подъехавшая полиция начинает расследование в клубе. По дороге в такси он сообщает, что работает на копов, далее замечая, что ему многое известно о Вэл. Её отец служил в полиции и был уволен, когда его заподозрили в связях с бандой Уолдермана. После этого Вэл, возненавидев власти, примкнула к преступной группировке, действующей не только в Сан-Франциско, но и в Нью-Йорке .

Вскоре в новостях передают, что после загадочного убийства одного из бандитов в ночном клубе гангстерская война вспыхнула с новой силой. Сообщается также, что в момент убийства гангстера в клубе видели Саймона Темплара, который после этого исчез. Комиссар полиции Сан-Франциско (Роберт Стрендж) связывается с комиссаром полиции Нью-Йорка, который обещает прислать своего сотрудника, инспектора Генри Фернака ( ), который «знает о Святом всё». Дома, собираясь в дорогу, Фернак говорит жене, что Святой — это современный Робин Гуд и помощник полиции, и если он иногда и нарушает закон, то только против преступников. Тем временем Саймон неожиданно появляется в доме Фернака. Он рассказывает инспектору, что в Сан-Франциско пытался выследить загадочного преступника по имени Уолдерман, которого никогда никто не видел, за исключением старшего инспектора Траверса, которого выгнали с работы за якобы связь с этим преступником. Инспектор Траверс, не выдержав позора, совершил самоубийство, после чего его дочь Вэл Траверс пошла по стопам отца. Саймон и Фернак вместе летят в Сан-Франциско, где Фернак случайно узнаёт, что Саймон прилетел оттуда только вчера. Заподозрив, что Саймон мог убить того бандита в клубе, Фернак говорит, что если подтвердится, то он сдаст Саймона полиции.

Во время промежуточной посадки Саймон обманывает Фернака, в результате чего тот не успевает вернуться в самолёт. Поднявшись в воздух, Саймон диктует телеграмму Вэл Траверс, приглашая её на обед. По прибытии в Сан-Франциско Саймон навещает роскошный дом Вэл, где знакомится с её другом, адвокатом Аланом Брэком ( Нил Хэмилтон ). Саймон заявляет, что разыскивает Уолдермана, однако Вэл отвечает, что никогда его не видела. По словам Вэл, Уолдерман никогда не был другом её отца, и всё это выдумал кто-то в полиции. Брэк поясняет, что Вэл люто ненавидит Уолдермана, так как именно он подстроил дело так, что её отца выгнали со службы, поскольку он слишком рьяно ловил преступников. Вэл рассказывает, что убитый в клубе Восс когда-то состоял в банде Уолдермана, и в клубе он собирался указать на одного из членов этой банды. В этот момент, заметив, что в комнате за шторой спрятались двое вооружённых бандитов, Саймон заявляет Вэл и Брэку, что дом окружён полицейскими в штатском, после чего быстро уходит. Вэл угрожает ему вслед, что его жизнь теперь в опасности.

Фернак наконец добирается до снятого для них дома, где его встречает Саймон. За завтраком Саймон предполагает, что молоко в бутылке может быть отравлено, и анализ в лаборатории подтверждает это. Саймон подозревает, что это могла сделать Вэл, однако полицейским заявляет, что не стоит пытаться связать её с Уолдерманом. Он полагает, что отца Вэл подставили Уолдерман и кто-то из полицейского управления. Шеф полиции Сан-Франциско говорит, что Вэл развернула в городе сущий кошмар — побеги из тюрем, взятки, бандитизм. Комиссар полиции представляет Саймону своего лучшего криминалиста мистера Каллиса ( Джером Кауэн ) и старшего инспектора Уэбстера ( ). После ухода Саймона и Фернака Каллис заявляет комиссару, что Святой и есть настоящий преступник, и Уолдерман может быть его вторым именем. Саймон звонит в клуб Colony , выясняя, что в ночь убийства за столиком рядом с Воссом сидел известный филантроп и покровитель искусств Мартин Истмен ( ).

Вечером около дома Истмена Саймон встречает Вэл, которая подъехала на автомобиле в сопровождении своих подручных. Он просит её прекратить пытаться отравить его, после чего Вэл уезжает. Тем временем около дома Истмена Фернак ловит профессионального вора Зиппера Дайсона ( Барри Фитцджеральд ), который работает на Вэл. Саймон вместе с Зипером проникают в дом, где Зиппер вскрывает сейф, извлекая оттуда пачку денег. Они едва успевают спрятаться, когда через окно в комнату влезает ещё один мужчина. В этот момент из другого конца комнаты появляется Истмен с пистолетом, они обмениваются выстрелами с забравшимся мужчиной, после чего тот убегает. Истмен звонит в полицию и просит слугу подготовить его машину. Выбравшись из дома, Саймон платит Зипперу за работу, а затем посылает его к Вэл с заданием, чтобы он проследил за ней.

Саймон и Фернак возвращаются в полицейское управление, где выясняют, что Истман так и не заявил об ограблении. Вскоре Истман сам появляется в управлении и направляется прямо к Каллису. Саймон рассказывает Фернаку, что в сейфе у Истмана лежало 80 банкнот по 1000 долларов, и их номера совпадали с украденными из центрального банка. Значит, Истман отмывает деньги банды Уолдермана. Саймон показывает Фернаку банкноты, которые украл из сейфа Истмана. После ухода Истмана Саймон встречается с Каллисом и просит его переписать номера банкнот, которые полиция в своё время обнаружила в сейфе инспектора Траверса. Каллис подтверждает, что полиция связала Траверса с Уолдерманом, прослушивая его служебный телефон. Но, как полагает Саймон, возможно, говорил не он, а кто-то другой. Каллис спрашивает, а кто же тогда подбросил деньги в сейф Траверса, на что Саймон говорит, что это мог быть кто угодно, в том числе и Каллис. Когда раздражённый Каллис уходит, Саймон сопоставляет номера банкнот из сейфа Траверса, с теми, которые он извлёк из сейфа Истмена, устанавливая, что они были из одной и той же пачки. Увидев в окно, как Каллис садится в автомобиль, Саймон стреляет в бензобак, после чего запирает Фернака в кабинете и сбегает, сообщая, что поедет к Вэл один. Фернак звонит дежурному, требуя немедленно направить группу захвата к дому Вэл и арестовать Саймона.

Вэл и Брэк вместе с бандитами допрашивают Зиппера, который рассказывает, как Саймон с ним расправился. Бандит Доннелл ( ) рассказывает, что его чуть не подстрелили, когда он залезал в окно дома Истмена. Вэл говорит, что ей нужны были не деньги, а только номера банкнот. Оставшись наедине, Брэк предлагает Вэл бежать и начать всё сначала. Саймон видит, как к дому Вэл подъезжают двое полицейских, а затем незаметно проникает в её комнату, отбирая у неё оружие. Он спрашивает, зачем она посылала в дом Истмана своего человека, а также предупреждает, что сейчас к ней направляется Каллис, который подозревает её в краже денег из сейфа Истмана. Саймон полагает, что Каллис скорее убьёт Вэл, чем будет пытаться её арестовать, так как считает, что она намеревается привлечь его к суду на основании совпадающих номеров банкнот. Входят трое бандитов с оружием, сообщая, что около дома полицейские. Вэл оставляет своих подручных сторожить Саймона, а сама направляется встречать гостей. Брэк сообщает ей, что только что подъехал Каллис. Доннелл боится Саймона, который видел, как тот залез в комнату за деньгами. Бандит собирается застрелить Саймона, однако Вэл первой стреляет Доннеллу в спину. После этого Саймон быстро выводит Вэл из дома. Вместе с ними выходят и бандиты. Пинки Бадд ( ) нейтрализует полицейского, который охраняет здание, и вся группа быстро скрывается на автомобиле.

Группа полицейских во главе с Каллисом врывается в дом, отбирая у Брэка пистолет, из которого только что стреляли в Доннелла. Каллис заявляет, что след похищенных у Истмана денег ведёт к этому дому. Брэк говорит, что Вэл даже не видела этих денег, а он только что убил Доннелла в порядке самообороны. Каллис даёт указание задержать Брэка. Приезжает Фернак, который заявляет, что Саймон сбежал не только с Вэл, но и с 80 тысячами долларов из сейфа Истмана. На совещании в кабинете комиссара Фернак высказывает версию, что за всей этой аферой стоит Святой, который и есть Уолдерман. Брэк, как полагает полиция, был лишь помощником у Вэл, который был влюблён в неё до тех пор, пока она не сбежала с Саймоном. Сначала Брэк взял на себя вину в убийстве, но после бегства Вэл отказывается подписывать признание. Каллис просит разрешения дать ему возможность допросить Брэка.

Утром к Истману приезжает Саймон вместе с Вэл и её подручными, предлагая поговорить. В этот момент появляются также Уэбстер и Каллис, и Саймон отправляет Истмана переговорить с ними, не выдавая, что они в доме. Истман показывает детективам ограбленный сейф, говоря, что всё в нём осталось на своих местах, кроме 80 тысяч. Открыв сейф, Истман с удивлением видит, что деньги лежат на месте. Истман настаивает, что его вчера ограбили, и была перестрелка, указывая на дырки от пуль в стене. Увидев деньги, Каллис подозревает, что Истман пытался обмануть его. После ухода полицейских Истман обвиняет Саймона в том, что, положив деньги в сейф, он подставил его перед Каллисом. Саймон звонит в полицию, провоцируя Истмана бежать из дома. Когда тот выбегает за дверь, раздаётся выстрел.

Затем Саймон и Вэл приезжают в дом к Фернаку, и Саймон отдаёт ему похищенные деньги. После обеда Саймон показывает Вэл дыру в своём пиджаке, сообщая, что это след от пули. Он объясняет, что когда Вэл, стреляя в Доннелла, промахнулась, он сам застрелил бандита через карман. Приходит известие, что Брэк взял вину на себя, и Фернак предлагает всем проехать в управление. Вэл признаётся, что влюблена в Брэка, который всё делал ради неё. Вместо того, чтобы ехать в управление Саймон говорит, что через три часа Фернак отвезёт их к дому Каллиса. Фернак пытается возражать, но ему становится плохо от снотворного, которое незаметно подложил ему Саймон, и вскоре Фернак засыпает. Некоторое время спустя слуга будит Фернака по указанию Саймона, который сбежал, прихватив деньги, однако оставил записку, приглашающую его в дом Каллиса.

Каллис также получает записку от Святого и Вэл, сообщающую, что деньги снова у него, и Вэл вернёт их ему вечером, если он её вознаградит. Тем временем убивают Мартина Истмана. Вскоре к Каллису приезжает Вэл, которая говорит, что отдаст ему деньги только в том случае, если он поможет восстановить доброе имя её отца. Каллис сознаётся, что это он подложил часть украденных денег в сейф её отца, а также звонил с телефона её отца мистеру Уолдерману. Каллис говорит, что это был не Истман. По его словам, Истман был идиот, и поэтому Уолдерман избавился от него этим утром. Каллис забирает из сумочки Вэл деньги, говоря, что прибрал к рукам Брэка, чтобы вытянуть из него побольше информации на неё и на Саймона. Брэк, по его словам, был возмущён тем, что Вэл с Саймоном сбежали с деньгами. Он сказал, что если его отпустят, он вернёт себе Вэл. Каллис ожидает, что сейчас в квартире появится Саймон, не зная о том, что весь разговор записывает полиция, которая заранее установила в комнате прослушивающую аппаратуру. Когда Каллис заявляет, что его ни в чём не обвинят, если в комнате обнаружат два трупа, в комнату направляются полицейские.

Когда Саймон появляется в комнате, кто-то сзади приставляет к нему пистолет. Следом в комнату заходит вооружённый Фернак, и, воспользовавшись замешательством, Саймон убивает угрожавшего ему из его же оружия. Вэл запирает дверь в комнату, и через другую дверь туда заходит Саймон, который вместе с Вэл разоружает Каллиса. В комнате также появляется комиссар с группой полицейских. Каллис оправдывается, что всю эту историю он сочинил, чтобы заманить Саймона и сдать полиции обоих. Комиссар же отвечает, что Саймон уже давно работает на него, и все его действия были санкционированы. Забрав у Каллиса деньги, Саймон говорит ему, что его друг на кухне стрелять не умел, и эти очки Саймон нашёл на месте убийства Истмана сегодня утром. Вэл заявляет, что это очки Брэка, и Каллис подтверждает это, заявляя, что Брэк и Уолдерман — это одно лицо. Выйдя на улицу, Саймон говорит Вэл, что завтра в газетах появится сообщение, которого она так долго ждала, что её отец не виновен.

В ролях

Создатели фильма и исполнители главных ролей

Как написал историк кино Роб Никсон, режиссёр фильма Джон Фэрроу был утончённым, образованным человеком, который также писал сценарии, пьесы и рассказы. Начиная с 1936 года он начал ставить фильмы категории В , и его первой работой стала приключенческая мелодрама « » (1936), в которой главную женскую роль исполнила Морин О’Салливан . В том же году они поженились и прожили в браке до смерти Джона в 1963 году. У пары было семеро детей, среди которых известная актриса Миа Фэрроу . Признание к Фэрроу пришло с военными фильмом « Остров Уэйк » (1942), который был номинирован на четыре « Оскара », в том числе Фэрроу был номинирован как лучший режиссер. Среди других наиболее успешных фильмов Фэрроу — приключенческая мелодрама « » (1939), нуаровый триллер « Большие часы » (1948), нуары с элементами фэнтези « У ночи тысяча глаз » (1948) и « Псевдоним Ник Бил » (1949), а также военная драма « Хондо » (1953). Позднее Фэрроу вместе с двумя другими авторами завоевал «Оскар» за сценарий фильма « Вокруг света за 80 дней » (1956), где также без указания в титрах выполнял и режиссёрские обязанности .

Джордж Сандерс сыграл роль в пяти фильмах в период 1939—1941 годов. Оставив эту роль, Сандерс начал играть очень похожего персонажа по прозвищу , сыграв вплоть до 1942 года в четырёх фильмах этого цикла. Хотя, по словам Никсона, «Сандерс никогда не был на вершине славы, он сыграл много прекрасных ролей в известных фильмах и получил премию „Оскар“ за лучшую мужскую роль второго плана за роль циничного, едкого на язык критика Эддисона Девитта в фильме „ Всё о Еве “ (1950). Устав от жизни и окружающего мира, Сандерс покончил с собой в Барселоне в 1972 году, что поклялся сделать за много лет до этого» .

Венди Барри начала свою кинокарьеру в 1932 году, сыграв в таких престижных фильмах, как « Частная жизнь Генриха VIII » (1933), « Тупик » (1937), « Собака Баскервилей » (1939) и « » (1939). Начиная с 1939 года, она сыграла в трёх фильмах о Святом, каждый раз играя разные роли. Помимо этого фильма она снялась в картинах « Святой берётся за дело » (1940) и « Святой в Палм-Спрингс » (1941). Затем вместе с Сандерсом она появилась в двух фильма о Соколе — « Дерзкий Сокол » (1941) и « Свидание с Соколом » (1942). После 1943 года Барри практически перестала сниматься в кино, однако в 1948—1950 годах снова привлекла к себе внимание как одна из первых ведущих ток-шоу на телевидении в программе «Нарисуй это» .

Образ Святого в кино и на телевидении

Международный детектив Саймон Темплар, он же , впервые появился в конце 1920-х годов в романах и рассказах британского писателя Лесли Чартериса . Как пишет Никсон, «предшественник Джеймса Бонда и других элегантно одетых искателей приключений на быстрых машинах и с красивыми женщинами в объятиях, Святой предстал борцом с несправедливостью, который не гнушается выходить за рамки закона, чтобы исправить ошибку или разгадать тайну». Чартерис никогда не давал особенных подробностей о прошлом Святого, что только добавляло очарования персонажу. Это очарование помогло ему пережить множество воплощений в печати, на телевидении и радио, а также в кино с 1930-х по 1990-е годы .

Первой экранизацией произведения Чартериса был фильм « Святой в Нью-Йорке » (1938) с Луисом Хейвордом в заглавной роли. Затем, начиная с фильма «Святой наносит ответный удар» (1939), эту роль взял на себя Джордж Сандерс , «привнеся свой особый стиль отчужденной утонченности в ещё четыре фильма цикла на протяжении следующих двух лет». Его сменил британский актер Хью Синклер , который продлил франшизу ещё на два фильма, которые вышли в 1941 и 1943 годах, после чего RKO Pictures завершила цикл. Десять лет спустя появился еще один фильм о Святом, в котором Луис Хейуорд вернулся к роли. Этот фильм не имел успеха, и Саймон Темплар исчез до 1960-х годов, когда он был возрожден во Франции (в одном из фильмов Святого сыграл Жан Марэ ) . После этого в 1962—1969 годах выходил очень успешный британский телесериал « » с Роджером Муром в заглавной роли (всего вышло 118 эпизодов этого сериала) (после этого сериала Мур получил роль Джеймса Бонда, которую он сыграл в семи фильмах на протяжении 1973—1983 годов). В 1978—1979 годах британское телевидение выпустило сериал « » (24 эпизода), в котором заглавную роль играл . Последний раз на сегодняшний день персонаж появился в фильме « Святой » 1997 года, его сыграл Вэл Килмер .

История создания фильма

Роман Лесли Чартериса «Она была леди» ( англ. She Was a Lady ), который положен в основу этого фильма, впервые был опубликован в нескольких номерах журнала «Триллер» ( англ. Thriller ) в феврале-марте 1930 года. После того, как Чартерис переписал его, роман был издан отдельной книгой в Великобритании в ноябре 1931 года. В 1932 году роман был издан в США под названием «Ангелы рока» ( англ. Angels of Doom ). В большинстве изданий после 1941 года роман выходил под названием «Святой встречает свою пару» ( англ. The Saint Meets His Match ). В романе Чартериса действие происходит в Лондоне , в фильме же действие перенесено в Сан-Франциско .

После успеха первого фильма « Святой в Нью-Йорке » (1938) студия RKO Pictures объявила, что снимет его продолжение под названием «Святой наносит двойной удар», вновь с Луисом Хейуордом в главной роли. Однако актёр к тому времени уже подписал долгосрочный контракт с продюсером , получив главную роль в фильме « Человек в железной маске » (1939). Тогда RKO взяла в аренду у студии 20th Century Fox галантного Джорджа Сандерса , выплатив половину его контракта .

Ещё до появления Сандерса в сериале, сообщалось, что главные роли в этом фильме должны были сыграть Фредрик Марч и Джоан Фонтейн . Автор романа Чартерис всегда считал, что его персонажа могли бы сыграть Рональд Колман , Кэри Грант или Дуглас Фэрбенкс-младший , полагая, что как Хейуорд, так и Сандерс «безнадежно ошибочно получили роли». Ему гораздо больше понравился образ и трактовка роли Роджером Муром .

Тем не менее, в 1939 году Сандерс дебютировал в этой картине в роли Святого, «триумфально сделав эту роль своей» . Актёр сыграл заглавного персонажа «в четырёх последующих фильмах этого постоянно популярного киноцикла» .

Рабочее название этого фильма — «Святой бьёт дважды» ( англ. The Saint Strikes Twice ) .

Фильм находился в производстве с начала декабря 1938 года и вышел на экраны 10 марта 1939 года .

После этой картины последовало ещё шесть фильмов о Святом, в двух последних — 1941 и 1943 годов — заглавную роль сыграл Хью Синклер .

Оценка фильма критикой

Как пишет современный историк кино Роб Никсон, «плотный, запутанный сюжет этого фильма включает в себя опозоренную дочь полицейского, украденные 80 000 долларов и неразбериху по поводу того, кто на стороне закона, а кто нет, что создает захватывающий детектив, принесший RKO Pictures огромный успех. Хитросплетения сценария были хорошо проработаны сценаристом Джоном Твистом при стильной поставке режиссёра Джона Фэрроу » .

По мнению историка кино Денниса Шварца, фильм не представляет собой «ничего особенного», но эта «небольшая детективная история вполне хороша благодаря своему искусному подходу к делу». Фэрроу ставит этот «насыщенный криминальный малобюджетный фильм с определённым мастерством», а « Сандерс придаёт своей роли утончённость» .

Киновед Дерек Уиннерт отмечает, что картину отличает «живая игра прекрасного актёрского состава, точная, напряжённая режиссура Джона Фэрроу и изящный, изобилующий сюжетными поворотами сценарий Джона Твиста» .

Примечания

  1. Rob Nixon. (англ.) . Turner Classic Movies (30 января 2007). Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.
  2. Dennis Schwartz. (англ.) . Ozus’ World Movie Reviews (27 марта 2007). Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.
  3. (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 7 мая 2023. 14 мая 2023 года.
  4. Derek Winnert. (англ.) . derekwinnert.com (3 января 2016). Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.
  5. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.
  6. (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 7 мая 2023. 7 мая 2023 года.

Ссылки

Источник —

Same as Святой наносит ответный удар