Доходный дом Пантелеева
- 1 year ago
- 0
- 0
Дохо́дный до́м Сту́ловых — доходный дом в стиле классицизм , построенный в 1913—1914 годах по проекту архитекторов Валентина Дубовского и Николая Архипова на участке купеческой семьи Стуловых. Внутренние убранства каждого из шести этажей репрезентируют разные архитектурные стили: от классицизма до модерна .
После революции 1917 года дом был национализирован , после начала политики уплотнения в нём создали коммунальные квартиры . В 1988-м здание перешло под управление Пушкинского музея , в помещениях располагались административные отделы. По состоянию на 2018-й здание закрыто на масштабную реконструкцию в рамках проекта Музейный городок . После окончания работ в нём планируется создание Дома Текста .
Здание было построено в 1913—1914 годах по проекту архитекторов Валентина Дубовского и Николая Архипова на участке, принадлежащем владельцам торгового дома Петру и Николаю Стуловым. В служебных постройках на этом участке размещалась мастерская, а магазин, где продавалось «русское платье», — в гостинице « Лоскутная » на Тверской улице . В числе заказчиков у братьев были поэты Сергей Есенин и его друг Николай Клюев .
Квартиры в доме были сданы к 1914 году, братья Стуловы проживали на третьём этаже. После революции 1917-го владельцы уехали в эмиграцию в Германию , а в национализированном доме советские власти разместили военный госпиталь. После начала политики уплотнения в 1921 году в нём создали коммунальные квартиры .
В 1919—1920 годах в здании располагалось московское отделение издательства « Всемирная литература », возглавляемое Владиславом Ходасевичем . В 1920-х в доме проживали революционерка Вера Фигнер , историк Сергей Богоявленский , а также литератураведы Николай Гудзий и Владимир Фриче .
В 1988 году дом перешёл под управление Пушкинского музея, в нём находились административные помещения и фондохранилище .
Шестиэтажный дом площадью 12 000 м² в стиле классицизм был спроектирован таким образом, чтобы из части квартир открывался вид на Кремль . По замыслу братьев Стуловых, каждый этаж представлял определённый художественный стиль. Первые три этажа были классицистическими, четвёртый и пятый отражали культуру эпохи Возрождения , а шестой — готики . В парадном фойе объединялись сразу несколько стилистических элементов. Оформлением вестибюля занимался художник Игнатий Нивинский , до этого украшавший главное здание Пушкинского музея и траурный зал мавзолея Ленина . По задумке мастера были расписаны потолочные ниши и стены, справа и слева от входа расположены фигуры атлантов, а над дверями квартир — барельефы . Также каждая квартира имела неповторимую отделку. На последнем этаже находилась квартира с высокими потолками, а свод большой комнаты был выполнен в виде готических подводов. В декоре здания прослеживаются черты московского ампира .
Благодаря технической оснащённости — привезённому из Америки электрическому лифту, водоснабжению и электричеству — дом считался одним из самых совершенных с технической точки зрения построек в Москве .
В доме сохранились витражи, лепной декор, оконные шпингалеты, сантехника, а также гербы, украшавшие лестничные пролёты . По состоянию на 2018 год в доме проходит масштабная реставрация в рамках создания музейного городка Пушкинского музея. Во время работ будут заменены внутренние перегородки, укреплён фундамент и стены, а также отремонтирована кровля. Также будут восстановлены художественные элементы: скульптуры, витражи, росписи, лепнина, паркет .
Это один наших домов, который станет исключительным местом на карте музейного квартала. Здесь будут храниться все наши библиотеки, собрание редкой книги, наши богатейшие музейные архивы. И у нас предусмотрена возможность открытого доступа к фондам. Директор Пушкинского музея Марина Лошак
После окончания реставрации в доме будет организован Дом Текста, где разместятся экспозиционные залы и научная библиотека Пушкинского музея, типография и переплётная мастерская . Также в здание перенесут архивы, отдел редкой книги и книги художника .