«Карнава́л живо́тных»
(
фр.
Le carnaval des animaux
) —
сюита
(авторское обозначение: «зоологическая фантазия») для инструментального ансамбля
Камиля Сен-Санса
, одно из самых популярных его сочинений.
История создания
«Карнавал животных» был написан Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Композитор задумал эту музыку как сюрприз для концерта, который виолончелист
Шарль Лебук
должен был дать на праздник «
Жирного вторника
». Первое исполнение состоялось
9 марта
1886 года, в нём принимали участие флейтист
Поль Таффанель
, кларнетист
Шарль Тюрбан
, контрабасист Эмиль де Байи, для которых композитор специально написал сольные эпизоды. Партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и
Луи Дьемер
.
Считая это произведение лишь музыкальной шуткой, Сен-Санс запретил издавать его при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьёзной» музыки. Все известные исполнения «Карнавала животных», состоявшиеся до 1921 года (время смерти композитора), проходили в частных домах и салонах. Так, месяц спустя после премьеры, 2 апреля 1886 года, сочинение было исполнено в доме
Полины Виардо
в присутствии
Ференца Листа
. В таких исполнениях в разное время принимали участие
Габриэль Пьерне
,
Альфред Корто
,
Альфредо Казелла
(фортепиано),
Мартен Марсик
(скрипка),
Анатолий Брандуков
(виолончель),
Филипп Гобер
(флейта),
Проспер Мимар
(кларнет).
Единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил издавать и исполнять ― пьеса «
Лебедь
» для виолончели и фортепиано: ещё при жизни композитора она прочно вошла в репертуар виолончелистов.
В завещании композитор запретил публикацию всех своих неизданных сочинений за исключением «Карнавала»
. После смерти композитора партитура «Карнавала» была издана целиком. После премьеры для широкой публики, состоявшейся
25 февраля
1922 года
, эта музыка получила известность и вошла в концертный репертуар. Нередко «Карнавал животных» преподносится как музыка для детей. В концертах и аудиозаписях для детской аудитории инструментальная музыка перемежается небольшими текстами-вставками просветительской направленности.
«Карнавал животных» наполнен
юмором
, иногда переходящим в
сатиру
: в нём пародируются известные музыкальные произведения (в виде стилизаций и даже точных цитат), высмеиваются человеческие пороки. Велико также значение
звукоизобразительности
(имитируются голоса животных, течение воды и т.п.)
.
Инструментальный состав
В оригинале «Карнавал» инструментован для 11 исполнителей:
«Зоологическую фантазию» нередко играют в
оркестровой
версии, не меняя оригинальной инструментовки Сен-Санса (увеличивается лишь количество струнных инструментов). Существуют также многочисленные переложения отдельных её частей (чаще других, части «Лебедь» и «Аквариум») для различных инструментов.
Музыка
Seattle Youth Symphony Orchestra, conducted by Vilem Sokol,1980
«Карнавал животных» состоит из четырнадцати частей:
-
Вступление и Королевский марш льва (
фр.
Introduction et Marche Royale du lion
) — в короткой
интродукции
после
тремоло
двух фортепиано струнные вступают с основной темой, а после расходящихся
глиссандо
по всему диапазону у фортепиано начинается марш, в котором звучат фанфары, исполняемые на фортепиано, и грубоватые хроматические ходы, изображающие рычание льва.
-
Куры и петухи (
фр.
Poules et Coqs
) — кларнет, скрипки, альт, фортепиано: назойливые повторяющиеся звуки, изображающие квохтанье кур, перемежаются с мотивом петушиного кукареканья; «куриный» мотив взят из клавесинной сюиты
Жан-Филиппа Рамо
.
-
Антилопы (быстрые животные) (
фр.
Hémiones (animaux véloces)
) — два фортепиано исполняют быстрые пассажи.
-
Черепахи (
фр.
Tortues
) — струнные и два фортепиано: цитируется
канкан
из оперетты
Оффенбаха
«
Орфей в аду
», но замедленный в несколько раз, что создаёт комический эффект.
-
Слон (
фр.
Eléphant
) — контрабас и два фортепиано: вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды
Берлиоза
«
Осуждение Фауста
» и
скерцо
Мендельсона
к комедии «
Сон в летнюю ночь
»; комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона.
-
Кенгуру (
фр.
Kangourous
) — два фортепиано: острые стаккатные звучания с форшлагами изображают прыжки кенгуру.
-
Аквариум (
фр.
Aquarium
) — флейта, стеклянная гармоника, струнные, фортепиано: звучание флейты, играющей мелодию, оттеняется «булькающими» звучаниями и глиссандо у фортепиано и стеклянной гармоники, создавая картину аквариума.
-
Персонажи с длинными ушами (
фр.
Personnages à longes oreilles
) — скрипки чередованием очень высоких и очень низких звуков изображают ослиный крик.
-
Кукушка в глубине леса (
фр.
Le coucou au fond des bois
) — кларнет и два фортепиано: на фоне размеренных аккордов у фортепиано, изображающих лес, кларнет (который, согласно указанию автора, должен находиться за кулисами) периодически играет два «кукующих» звука.
-
Птичник (
фр.
Volière
) — флейта, струнные и два фортепиано: на фоне «шелестящего» тремоло струнных флейта играет мелодию c трелями и скачками, изображая птичье пение.
-
Пианисты (
фр.
Pianistes
) — два фортепиано в сопровождении струнных играют гаммы и упражнения в стиле
Ганона
или
Черни
. Эта часть заканчивается на
доминанте
, которая (через паузу) разрешается в тонику в начале следующей пьесы.
-
Ископаемые (
фр.
Fossiles
) — кларнет, ксилофон, два фортепиано и струнные: Сен-Санс цитирует собственную симфоническую поэму «
Пляска смерти
», французские народные песни «
» и «
Au clair de la lune
», а также
каватину
Розины из оперы
Россини
«
Севильский цирюльник
».
-
Лебедь
(
фр.
Le Cygne
) — виолончель и два фортепиано: певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней; на музыку «Лебедя» хореограф
Михаил Фокин
в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «
Умирающий лебедь
» для
Анны Павловой
: Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё.
-
Финал (
фр.
Finale
) — исполняет весь ансамбль: весёлая и лёгкая главная тема перемежается мотивами из предыдущих частей.
Дискография (выборка)
Примечание.
Год в скобках — дата первого релиза, без скобок — дата записи
Ансамблевая версия
-
1977 М. Бероф, Ж.-Ф. Коллар, А. Молья etc. (EMI)
-
1978 Ф. Антремон, Габи Казадезюс etc. (Sony)
-
1985 М. Аргерих, Г. Кремер, М. Майский etc. (Philips)
Оркестровая версия
-
1951
Э. Гилельс
, Я. Зак, Д. Шафран, ГСО СССР /
К. Элиасберг
(Мелодия)
-
(1962) Нью-Йоркский филармонический оркестр / Л. Бернстайн (CBS)
-
(1966) Л. Брук, М. Тайманов, Ленинградский камерный оркестр / Л. Гозман (Мелодия)
-
1975 Альфонс Контарский, Алоис Контарский, Венский филармонический оркестр / К. Бём (DG)
-
1980 П. Роже, К. Ортис, Лондонская симфониетта / Ш. Дютуа (Decca)
В театре
В кино
Отдельные пьесы из сюиты особенно любимы кинематографистами.
«Лебедь» звучал в фильмах «
И корабль плывет
»
Федерико Феллини
, «
Идиоты
» и «
Нимфоманки
»
Ларса фон Триера
и многих других. Пьеса «Аквариум» использовалась в мультсериалах «
Симпсоны
» и «
Шоу Рена и Стимпи
», на вступительных титрах «
Дней жатвы
»
Терренса Малика
. После этого фильма с 1987 года «Аквариум» используется в заставке предваряющей показ фильмов на
Каннском кинофестивале
, в том числе и как дань памяти Сен-Сансу, который считается одним из первых кинокомпозиторов (речь о фильме 1908 года «
Убийство герцога Гиза
»)
. Финал сюиты обыгрывается в «диснеевской»
Фантазии-2000
.
Примечания
-
Кремлёв Ю. А.
Камиль Сен-Санс. —
М.
: Советский композитор, 1970. — С. 284. — 345 с.
-
«Персонажи, выведенные композитором на этом карнавале, предстают, кроме
лебедя
, в шутливом, а порой даже в карикатурно-сатирическом виде. Причем в некоторых случаях композитор имел в виду не столько собственно животных, сколько человеческие характеры, которые они олицетворяют»
—
А. Майкапар
о «Карнавале животных».
(неопр.)
.
Дата обращения: 19 апреля 2011.
Архивировано из
29 октября 2007 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 19 апреля 2011.
Архивировано 29 октября 2007 года.
.
-
Правильный перевод слова
hémione
―
кулан
; «антилопы» ― закрепившийся русский вариант названия этой части.
-
Camille Périssé.
(англ.)
. Festival de Cannes 2019 (22 мая 2017).
Дата обращения: 25 февраля 2019.
(недоступная ссылка)
Библиография
-
Кремлёв Ю. А.
Камиль Сен-Санс. — М.: Советский композитор, 1970
-
Sabina Teller Ratner.
Camille Saint-Saëns, 1835-1921: a thematic catalogue of his complete works, Volume 2
(англ.)
. — Oxford University Press, 2002. — P. 185―192.
Ссылки