Interested Article - Бассетгорн
- 2021-03-20
- 1
Бассетго́рн ( нем. Bassethorn ; фр. cor de basset ; итал. corno di bassetto ) ― деревянный духовой музыкальный инструмент , разновидность кларнета .
Названия инструмента на разных языках:
- bassethorn (немецкий);
- corno di bassetto (итальянский);
- cor de basset (французский);
- basset horn (английский) .
История возникновения и развития инструмента
Появление бассетгорна относится ко второй половине XVIII века. Самый ранний из сохранившихся экземпляров, работы мастеров из Пассау Антона и Михаэля Майрхоферов, датирован приблизительно 1760 годом. В 1782 году инструмент был усовершенствован мастером Теодором Лотцем.
Новый инструмент стал весьма популярен среди музыкантов. Обычно они объединялись в ансамбли из двух или трёх бассетгорнов, исполнявшие переложения популярных арий из опер. В среде масонов сумрачный тембр его низких звуков, напоминающий звучание органа , был востребован во время масонских месс .
Вольфганг Амадей Моцарт использовал бассетгорн в Серенаде B-dur K361, «Масонской траурной музыке» K477, операх « Похищение из сераля » и « Милосердие Тита », Реквиеме . Бернард Шоу писал, что «Бассетгорн давно бы забыли, если бы Моцарт не использовал его в своем "Реквиеме" — вероятно, из-за невыразительности и бедности звука — лучшего музыкального инструмента для похорон и в самом деле не придумаешь» . Несколько сочинений Моцарта с участием бассетгорна остались неоконченными.
Для бассетгорна in G изначально предназначался его Концерт для кларнета с оркестром , написанный для Антона Штадлера (виртуозно владевшего бассетгорном) и ныне, как правило, исполняющийся на обычном кларнете на тон выше первоначальной тональности. Сам Штадлер написал 18 терцетов для трёх бассетгорнов. Сольные сочинения для бассетгорна написали К. Стамиц , И. Бакофен , , А. Ролла , , и другие композиторы :63 .
Пережив пик популярности в конце XVIII ― начале XIX века, бассетгорн в последующие несколько десятилетий практически исчезает из музыкальной практики. В первой четверти XIX века он появляется лишь в единичных сочинениях ( Бетховен ― балет « Творения Прометея »; Мендельсон ― две концертные пьесы для кларнета и бассетгорна c фортепиано; Данци ― Соната для бассетгорна и фортепиано), а затем вплоть до начала XX века не используется вовсе (за исключением единственного случая в 1879, когда А. Дворжак написал для него партию в Чешской сюите для оркестра).
Комментируя «Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке» Г. Берлиоза , Рихард Штраус так охарактеризовал этот инструмент:
Бассетгopны ― этo мягкие средние заполняющие гoлoсa, которые oсoбеннo хорoши там, гдe хoчется избежать бoлее специфических тембров альтoв и фагoтoв и характерных низких звуков кларнетов. Ho в качестве заполняющих гoлoсoв их, в кoнечнoм счeте, можно заменить так же хорошо приноравливающимися ко всем тембрам валторнами, кoтoрыми и пoльзoвался всеrда шиpoчайшим обpазoм Рихapд Bагнеp.
Рихард Штраус первым из композиторов XX века использовал бассетгорн в своих операх (« Электра », « Кавалер розы » и др.) и некоторых других сочинениях. С этого времени интерес к бассетгорну начал возрождаться, однако он всё же остался несколько в тени других представителей семейства кларнетов. В настоящее время бассетгорн используется в кларнетных ансамблях, а также изредка как оркестровый инструмент. Активно использовал бассетгорн в своих сочинениях Карлхайнц Штокхаузен . В практике некоторых исполнителей встречается сольное исполнение на бассетгорне :63―64 .
Строение бассетгорна
Бассетгорн имеет примерно такое же устройство, что и обычный кларнет, однако бо́льшую длину, из-за чего звучит ниже. Диаметр его трубки, как правило, несколько шире, чем у обычного кларнета, из-за чего обычный кларнетный мундштук не подходит для него и используется мундштук альтового кларнета, хотя на некоторых видах современных инструментов (Stephen Fox, Selmer) мензура уже и используется мундштук от обычного кларнета. Для компактности трубка современного бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Инструменты, построенные в XVIII―XIX веках, имели более сложную форму с несколькими изгибами и особой камерой, где воздушный канал несколько раз менял направление, переходя в расширяющийся металлический раструб .
Инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз по сравнению с кларнетом до ноты до малой октавы (по написанию в скрипичном ключе). Эти клапаны управляются большим пальцем правой руки (типично для немецких моделей) или мизинцами (на французских инструментах).
Бассетгорн ― транспонирующий инструмент. Обычно он применяется in F (в строе фа), то есть звучит на чистую квинту ниже написанных нот. Часто ноты для такого инструмента записывают наподобие нот для валторны — в басовом ключе на кварту выше реально звучащих нот, в скрипичном — на квинту ниже. Бассетгорны в других строях (G, D, Es, A, B) использовались эпизодически в XVIII веке, но в широкое употребление не вошли. Тембр бассетгорна похож на тембр кларнета, но чуть более матовый и мягкий.
Диапазон современного бассетгорна in F ― от фа большой октавы до си-бемоль второй и выше (возможно извлечь звуки до фа третьей, но они не всегда устойчивы по интонации) :60 .
Интересные факты
- Бернард Шоу , в качестве музыкального критика использовал псевдоним Корно ди Басетто.
См. также
Примечания
- . eomi.ru . Дата обращения: 18 мая 2021. 18 мая 2021 года.
- Кларнет в перспективе времени // Музыкальные инструменты. — осень 2004.
- Шоу Б. Автобиографические заметки. Статьи. Письма: Сборник / Пер. с англ.; Составление А. Образцовой и Ю. Фридштейна, Послесл. А. Образцовой. — М. : Радуга, 1989. — С. 88. — 496 с.
- ↑ Georgina Dobree. Basset horn (англ.) // Colin Lawson The Cambridge companion to the clarinet. — Cambridge University Press, 1995.
- Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. (В 2-х частях). Перевод, редакция, вступительная статья и комментарии Горчакова С. П. Ч. 1. — М. : Музыка, 1972. — С. 280.
- . Дата обращения: 1 апреля 2008. 7 апреля 2008 года.
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- John P. Newhill, Graham Melville-Mason. The basset-horn & its music. — J.P. Newhill, 1986. — 128 с.
Ссылки
- (англ.)
- (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2774 дня])
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-03-20
- 1