Interested Article - Розанов, Сергей Васильевич

Серге́й Васи́льевич Ро́занов ( 1870 1937 ) — русский и советский кларнетист , профессор Московской консерватории , Заслуженный артист Республики (1919), заслуженный деятель искусств РСФСР (1934). Считается основоположником современной русской школы игры на кларнете. Розанов обладал виртуозной техникой исполнения, музыкальностью, богатым художественным вкусом .

Биография

Родился в Рязани.

Первые уроки игры на кларнете получил в возрасте двенадцати лет от отца, музыканта-любителя.

В 1886 году поступил в Московскую консерваторию , исполнив на вступительных экзаменах Фантастические пьесы Роберта Шумана . По классу кларнета Розанов учился у , камерным музицированием занимался под руководством Сергея Танеева .

Окончив консерваторию в 1890 году с Большой серебряной медалью (золотые исполнителям на духовых в то время не вручались), Розанов в течение нескольких лет был солистом оркестров в различных оперных театрах Москвы: Украинской опере (1889―1891), Итальянской опере (1891―1892), «Русской опере Прянишникова» (1893―1894).

В 1894 году поступил в оркестр Большого театра на место второго кларнета , а уже через три года стал солистом оркестра (вместо Иосифа Фридриха ). В Большом театре Розанов бессменно работал до 1929 года .

С 1890-х годов Розанов, помимо работы в театре, часто выступал как солист и камерный музыкант. В 1892 году вместе с фаготистом и пианистом он исполнил Патетическое трио М. И. Глинки , до того никогда не звучавшее в России. Розанов также первым сыграл в Москве поздние кларнетные ансамбли Брамса (Трио с виолончелью и фортепиано a-moll в 1893 и Квинтет со струнными h-moll в 1895). Известно также исполнение Розановым вместе с пианистом Шишкиным одной из кларнетных сонат Брамса 11 января 1901, на котором присутствовал С. И. Танеев (в тот же вечер впервые исполнялся Струнный октет Р. М. Глиэра ) .

Н. Д. Кашкин в рецензии на первое исполнение Трио Брамса 14 октября 1893 писал:

...Интересно составленная программа заключала между прочим в себе одну новость: трио Брамса для фортепьяно, кларнета и виолончели ― ор. 114 ( a-moll ) ... Трио было отлично сыграно гг. Сафоновым , Розановым и фон Гленом ; исполнители были вызваны множество раз и должны были ещё сыграть сверх программы Adagio из Трио Бетховена (ор. 11)

Хорошо был принят публикой и Квинтет, впервые прозвучавший в исполнении Розанова 23 октября 1895 года .

По воспоминаниям самого Розанова, присутствовавший на одной из репетиций Квинтета П. И. Чайковский был так восхищён его исполнением, что пообещал написать специально для него концерт для кларнета или камерное сочинение с его участием. Смерть композитора помешала этим планам осуществиться .

Любопытным фактом в биографии Розанова является сотрудничество в 1900-е годы с журналом «Гитарист» и его главным редактором . В этот период он написал два оригинальных сочинения для гитары и несколько переложений для этого инструмента из опер Глинки .

В рамках общедоступных исторических концертов, проводившихся в Москве в 1907―1917 годах по инициативе Сергея Василенко , Розанов выступал в составе оркестра, а 31 октября 1910 в Третьем историческом концерте первым из русских кларнетистов исполнил Концерт для кларнета с оркестром Моцарта (оркестром дирижировал Н. Н. Черепнин ), заслужив одобрительные отзывы от музыкальных критиков. Дирижёр Артур Никиш , услышавший игру Розанова в одном из концертов, предложил ему место первого кларнета в Гевандхаус-оркестре в Лейпциге на любых условиях, однако тот отказался .

В советское время Розанов продолжал активную концертную деятельность. Среди исполненных им сочинений ― « Еврейская увертюра » С. С. Прокофьева (первое исполнение в СССР в Москве в 1923 году совместно с К. Н. Игумновым и квартетом Московской государственной консерватории ) , Соната для флейты, гобоя, кларнета и фортепиано Д. Мийо (1925). Известны его выступления в ансамбле с пианистками Е. А. Бекман-Щербиной и М. В. Юдиной , скрипачами Л. М. Цейтлиным и Д. М. Цыгановым и др. Розанов был одним из инициаторов создания Персимфанса и бессменным его солистом в 1922—1932 годах.

Розанову посвящены сочинения композиторов-современников, в том числе Концертштюк А. Симона , Ноктюрн и Этюд для кларнета и фортепиано А. Ф. Гедике . Высоко ценил исполнительское мастерство Розанова С. В. Рахманинов , написавший специально для него соло кларнета во II части Второго фортепианного концерта и в III части Второй симфонии .

Значительна деятельность Розанова как педагога: с 1916 года он занимал пост профессора Московской консерватории, в 1931―1935 ― заведовал кафедрой духовых инструментов, преподавал также камерный ансамбль. Он принимал активное участие в разработке и обновлении учебных программ для студентов классов кларнета и других духовых инструментов. По его инициативе был создан оркестр студентов Консерватории, который возглавил В. Сук . Среди учеников Розанова ― Александр Володин , , Александр Штарк , , и многие другие выдающиеся кларнетисты, ставшие впоследствии лауреатами различных конкурсов бывшего СССР и известными педагогами.

Розанов ― автор многочисленных этюдов, переложений для кларнета сочинений русских и европейских композиторов, сборника «Ежедневные упражнения для развития техники игры на кларнете» (1928), а также брошюры «Методика обучения игры на духовых инструментах» (1935; первое подобное издание в СССР) и «Школы игры на кларнете», впервые изданной уже после смерти музыканта, в 1940 году и многократно переиздавашейся впоследствии (в последний раз — в 2000 году).

Убеждённый сторонник немецкой системы клапанов на кларнете, Розанов предложил ряд идей по улучшению его конструкции: упрощение трели с си малой октавы на до-диез первой, уточнение интонации некоторых звуков. Кларнет, принадлежавший Розанову, сейчас хранится в ГЦММК .

Похоронен на Введенском кладбище (19 уч.).

Литература

  • Платонов Н. И. Из воспоминаний о Сергее Васильевиче Розанове // Воспоминания о Московской консерватории. — М. : Музыка, 1966. — С. 384―386 .
  • Болотин С. В. Энциклопедический биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. — 2-е изд., доп. и перераб. — М. : Радуница, 1995. — С. 237―238. — 4000 экз. ISBN 5-88123-007-8 .

Примечания

  1. . Дата обращения: 14 февраля 2008. 18 мая 2005 года.
  2. В ежегоднике Императорских театров Розанов значится в составе оркестра с 16 октября 1894.
  3. Igor Shakhman. An overview of the development of clarinet performance in the Moscow Conservatory: with a discussion of exemplary players // The Clarinet. Volume 31. — International Clarinet Society, Idaho State University. Dept. of Music, 2003. — С. 75 .
  4. Танеев С. И. Дневники в трех книгах, 1894-1909. — М. : Музыка, 1982. — Т. 2. 1899―1902. — С. 404.
  5. Василий Сафонов. — М. : Музыка, 1959. — С. 70.
  6. Розенов Э. К. Статьи о музыке: Избранное. — М. : Музыка, 1982. — С. 170.
  7. Сост. Яблоков М. С. Классическая гитара в России и СССР. — Тюмень, Екатеринбург, 1992. столбец 1483.
  8. Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М. : Советский композитор, 1973. — С. 260.
  9. Журнал «Советская музыка», 1986
Источник —

Same as Розанов, Сергей Васильевич