Огни большой деревни
- 1 year ago
- 0
- 0
Смы́чка го́рода и дере́вни ( вар .: Смычка города с деревней, Смычка между городом и деревней) — общественное движение в Советской России и СССР в 1920-х — первой половине 1930 -х годов по воплощению в жизнь экономического, политического и культурного союза передового рабочего класса и крестьянства России. В связи с этим словосочетание «смычка города и деревни» или просто «смычка» имело широкое хождение в то время.
Необходимость смычки города и деревни возникла при проведении властями Новой экономической политики (НЭПа) для восстановления народного хозяйства, поскольку методами военного коммунизма поднять народное хозяйство оказалось невозможно, прежде всего из-за усиливающегося недовольства крестьянских масс .
Российский социолог и философ А. С. Ахиезер пишет , что потребность в «смычке» существовала, собственно, ещё до Советской власти , в результате нарушения соотношений отраслей хозяйства страны , что выразилось в невозможности установления цен, выгодных (или хотя бы приемлемых) как деревне, так и городу, при обмене между ними различными ресурсами. В советское время, в условиях псевдоэкономики, необходимо было установить минимальный уровень рыночных отношений, заменить продразвёрстку продналогом , оставив излишки продукции для развития рынка .
В. И. Ленин говорил в 1921 году на IX Всероссийском съезде Советов : «сущность новой экономической политики есть союз пролетариата и крестьянства, сущность — в смычке авангарда, пролетариата с широким крестьянским полем» . При этом роль единственно возможной смычки, как указывал Ленин там же, играет торговля .
Вопросы смычки рабочих и крестьян, тему совхозов и колхозов как опорных пунктов укрепления смычки, и связанную с ней тему индустриализации и хлебной проблемы поднимал в 1928 году И. В. Сталин на Пленуме ВКП(б) , проходившем 4—12 июля в Москве .
Так, поясняя вышеприведённое высказывание Ленина о смычке, Сталин отмечал , что, если понимать мысли Ленина в целом, то, говоря о средствах для реализации смычки рабочего класса с крестьянством, Ленин имел в виду не только торговлю — мануфактуру, «ситец» и прочие товары потребления для крестьян, но и «металл», то есть средства производства , снабжение крестьян машинами, а также электрификацию всей страны . Сталин привёл в пример следующую цитату из выступления Ленина на X съезде РКП(б) :
Дело переработки мелкого земледельца, переработки всей его психологии и навыков есть дело, требующее поколений. Решить этот вопрос по отношению к мелкому земледельцу, оздоровить, так сказать, всю его психологию может только материальная база, техника, применение тракторов и машин в земледелии в массовом масштабе, электрификация в массовом масштабе.
Большое значение вопросам смычки рабочего класса с крестьянством придавал Л. Д. Троцкий (его роль как в этих, так и в других вопросах оценивается неоднозначно ). Споры велись, в частности, о том, с кем в крестьянстве должен делать смычку рабочий класс — с середняками или с кулаками .
В 1934 году на XVII съезде ВКП(б) в Отчётном докладе Сталин отметил успехи в реализации смычки города и деревни, и при этом не только в области товаров потребления и средств производства, но и в области культуры :
«Всё крепче становятся нити хозяйственной и культурной смычки между городом и деревней. <…> Культурная пропасть между городом и деревней заполняется.»
Тем не менее внутридеревенские рыночные отношения не достигли уровня, необходимого для снабжения города в достаточных объёмах, что так же верно и для ремесленничества, при том, что национализированная часть хозяйства не смогла работать столь же эффективно, как это могли делать частники . «Нормальное» — рыночное — развитие невозможно, если нет массовой частной инициативы, массовой конкуренции, а есть склонность к монополизации .
Ещё одна возможность обеспечить смычку со стороны деревни и смягчить влияние цен состояла в снижении издержек с/х производства за счёт повышения его эффективности и обеспечении массовой реализации сельхозпродукции. Однако выполнить это было ещё труднее, чем в промышленности, поскольку довольно высокий процент сельского населения был привержен к социальным формам жизни, не обладал должной инициативой, и не мог, соответственно, обеспечить требуемый уровень прогресса . Кроме того, власти и сопутствующая им марксистская интеллигенция имели весьма преувеличенное представление об уровне развития деревенских товарно-денежных отношений , и, таким образом, не знали истинного положения дел, того, насколько реально крестьянство может пойти на «смычку» за счёт интенсификации сельского хозяйства .
Поэтому на следующем историческом этапе идея смычки постепенно сошла на нет, и на смену ей пришли мероприятия по «подъёму сельского хозяйства», которые решались как чисто отраслевая задача, административными и техническими средствами, прямой передачей ресурсов в деревню, что было экономически нецелесообразно и не работало в пользу рыночных отношений, становления рынка .
Отмеченные на XVII съезде ВКП(б) успехи были достигнуты за счёт организации на местах соответствующих структур. На примере Петрограда - Ленинграда и области можно отметить:
Для пропаганды и обсуждения вопросов движения по стране издавались газеты «Смычка»:
Пропагандировал идеи смычки Владимир Маяковский : например, в 1924 году написал стихотворение, посвященное укреплению рубля как твёрдой почве для смычки рабочего и крестьянина , а его стихи о чае треста «Чаеуправление» и рисунок составляли листовку, которая вкладывалась в каждый тюк с чаем, поставлявшийся в деревню для крестьян:
Смычка с деревней.
Выходи и встречай —
Москва
деревне
высылает чай.
Крестьяне,
соблюдайте интересы свои:
только в Чаеуправлении покупайте чаи.
Имя движения давали населённым пунктам в различных областях страны, например, в Челябинской , Тамбовской , Липецкой областях и других, улицам (напр., в Казани ), фабрикам и заводам , и даже папиросам, конфетам и печенью: ленинградский поэт Николай Маков в неопубликованных воспоминаниях «Время и слова» пишет :
«В 1928-30 г.г. большой популярностью пользовались папиросы „Смычка“. На обороте пачки были изображены рабочий и крестьянин, пожимающие друг другу руки. Такое же название носили и конфеты в коробках и печенье. В то время велась широкая политическая агитация в пользу крепкого Союза рабочего класса с крестьянством. Рабочий поэт Тихомиров на страницах бывшей „Красной газеты“, издававшейся в Петрограде, писал: „Мы товарищи и братья — / Я — рабочий, / Ты — мужик! / Наши грозные объятья / Смерть и гибель для владык!“ Это небольшое стихотворение, ставшее широко известным в те годы, кратко, но убедительно пропагандировало смычку двух трудящихся классов! Практически — эта смычка выражалась в выезде агитбригад и партийного актива в деревню, в оказании всемерной помощи в организации лекций, докладов, библиотек и других мероприятий в области массовой политико-просветительной работы».
Папиросы «Смычка» упоминаются также в знаменитой книге « Республика ШКИД » авторов Белых и Пантелеева :
«…выложил на парту несколько книг и тетрадок, начатую пачку папирос „Смычка“ <…>»
Поэт Антоний Касимов в стихотворении «Мой старикан» в сборнике «Октябрьские всходы» , с.33, устами «бати» говорит:
Скажу попросту: с рифмачем / Нет у меня смычки.
В том же сборнике, с.82-83, поэт Дм. Октябрёв шефству завода над деревней и поездке рабочих в деревню на покосы посвятил стихотворение «Смычка».
Не оставалась в стороне и
советская сатирическая пресса
: например, в журнале
«Бегемот»
в
юмореске
«Крепкая связь» критиковался корыстный подход к делу:
« — А ваш местком поддерживает связь с деревней?
— А как же! Вчерась только предместкома из деревни поросёнка получил!»
В честь движения выпускались плакаты, листовки, значки , декоративная посуда и прочее, а также было изобретено женское имя Даздрасмыгда : «Да здравствует смычка города с деревней» .