Михаил Иванович Жаров родился
15
(27) октября
1899 года
(по другим данным и по официальным документам 15 (27) октября
1900 года
) в Москве в семье типографского рабочего. Его отец был
подкидышем
, которого нашли у Николаевского приюта с прикреплённой запиской: «Назовите мальчика Иваном»
. Фамилию получил от своей наставницы; повзрослев, освоил профессию
печатника
.
Мать, Анна Семёновна Дроздова, была из семьи бывших крепостных крестьян
Смоленской губернии
. В девять лет осталась круглой сиротой. Тогда старший брат, работавший обер-кондуктором на железной дороге, помог ей перебраться в Москву и устроил на работу в прачечную Ольшванга. Там она и познакомилась с Иваном Жаровым. В браке родились сын и три дочери
.
Семья жила рядом с
Екатерининским парком
, где часто выступали актёры. Кроме того, Михаил рано увлёкся кинематографом и вместе с сестрой Лидой по шесть часов просиживал в кинотеатрах
. В 1913 году отец устроил его учеником наборщика в типографию, где работал сам.
В театре
С 1915 года работал администратором и помощником режиссёра в труппе
Оперного театра Зимина
. Там же ему впервые начали доверять роли статистов.
Актёр был уморительно смешон, азартен, напорист. Но более свободно он себя всё же почувствовал, когда ушёл от увлекавшегося эксцентрикой
Всеволода Мейерхольда
и начал играть роли психологически обоснованные, построенные на тщательно отобранных бытовых деталях.
С 1938 года и до конца жизни служил актёром
Малого театра
, где наиболее полно раскрылось актёрское дарование Жарова. Здесь он играл в основном роли классического репертуара. Кроме того, выступал как режиссёр театральных спектаклей.
Он находил для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.
После войны дебютировал как режиссёр с военной комедией «
Беспокойное хозяйство
» (1946), где также снялся сам вместе со своей третьей женой
Людмилой Целиковской
, с которой часто появлялся на экране на протяжении недолгой супружеской жизни (1943—1948 годы).
Всего актёр снялся более чем в 60 фильмах. С годами куража у его героев поубавилось, они становились спокойнее, мудрее, основательнее. Последний его киногерой — сельский милиционер
Анискин
. Его приключения составили целый мини-сериал: «
Деревенский детектив
» (1968), «Развод по-нарымски» (1972, телеспектакль), «
Анискин и Фантомас
» (1973) и «
И снова Анискин
» (1978). Последние два фильма он также снял как режиссёр. Роль для актёра была программная: его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно.
Первая жена (1919—1928) — Надежда Гузовская (1898—?), заслуженная учительница, преподаватель русского языка. Жила в Москве на
улице Новопесчаной
, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией — в
Минске
.
Сын — Евгений (1921—1995), актёр театра в Ленинграде, жена Яна, дочь Елена. Был очень похож на отца внешностью и голосом.
Вторая жена (1928—1942) — Людмила Полянская. В браке родились 2 сына, умершие во младенчестве.
Михаил Жаров увлекался
филателией
, коллекционировал почтовые марки по темам «искусство» и «портреты на почтовых марках»
. Плохо относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало
. Был коллекционером миниатюрных книжек, членом Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
Сталинская премия первой степени (1942) — за исполнение роли
казака Перчихина
в фильме «
Оборона Царицына
» (1-я серия)
Сталинская премия второй степени (1947) — за исполнение роли
Михаила Михайловича Харитонова
в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва
Ордена и медали:
Два
ордена Трудового Красного Знамени
(23 марта 1938 —
в связи с выпуском выдающихся кинофильмов, получивших единодушное одобрение зрителей, «Ленин в Октябре», «Петр I-ый» и колхозный фильм «Богатая невеста»
, 26 октября 1949)
↑
(неопр.)
.
Культура
(2011).
Дата обращения: 23 марта 2019.
22 марта 2019 года.
(неопр.)
.
Дата обращения: 11 декабря 2009.
12 декабря 2009 года.
Местечкин М. С. В театре и в цирке, М., Искусство, 1976, стр. 42
Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 15. Докеры — Железняков. 1952. 652 стр., илл.; 60 л. илл. и карт.
(неопр.)
.
Дата обращения: 16 декабря 2011.
Архивировано из
13 июня 2013 года.
↑
Сладков Л.
от 3 марта 2016 на
Wayback Machine
//
Филателия СССР
. 1977. № 1. С. 20-21. Коллекционер миниатюрных книжек, член Московского Клуба любителей миниатюрных книг.
(рус.)
.
www.tvc.ru
.
ТВ Центр
(2007).
Дата обращения: 20 октября 2021.
20 октября 2021 года.
(рус.)
.
www.1tv.com
.
Первый канал
.
Дата обращения: 20 октября 2021.
20 октября 2021 года.
(рус.)
.
www.1tv.com
.
Первый канал
(1 ноября 2009).
Дата обращения: 20 октября 2021.
20 октября 2021 года.
М. И. Жарова Азәрбајҹан ССР халг артисти фәхри ады верилмәси һаггында Азәрбајҹан ССР Али Совети Рәјасәт Һеј'әтинин Фәрманы //
Коммунист
. — 1964. — 19 июня (
вып. 142
,
№ 12613
). —
С. 1
.
Литература
Ефрон Н.
«Алексей» — Жаров // Театр № 8, 1937. С. 128—129.
М. Зись.
Михаил Жаров
// Малый театр. 1824—1974 :
[в 2 т.]
(рус.)
/ гл. редактор
Н. А. Абалкин
, сост. В. Канаева, Е. Струтинская. —
М.
: Всероссийское театральное общество, 1983. — Т. 2. — С. 372—383. — 751 с. —
20 000 экз.