Interested Article - Чиарди, Чезаре
- 2021-06-05
- 1
Це́зарь Чиа́рди , точнее Че́заре Ча́рди , в России Цезарь Иосифович Чиарди ( итал. Cesare Ciardi ; 28 июня 1818 , Прато , Тоскана , Италия — 13 июня 1877 , Санкт-Петербург ) — итальянский флейтист-виртуоз, композитор. Считается одним из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России. Солист Императорских театров (1858). Солист Его Императорского Величества (1862) .
Биография
Учился у городских музыкантов Джузеппе Нути и Луиджи Карлези. В 1827 году выступил в Королевском дворце в Генуе , где его представил публике Николо Паганини . В последующие годы интенсивно концертировал, в том числе предпринял гастрольную поездку в Лондон .
В 1853 году Чиарди приехал в Российскую империю, где и остался до конца своих дней. Работал в Санкт-Петербурге в качестве первого флейтиста оркестра Итальянской оперы, а также многие годы был солистом оркестра Императорского (Мариинского) театра (его коллегами в группе были Эрнесто Кёлер и Карл Венер ). Давал уроки флейты в знатных семьях, преподавал в музыкальных классах Театрального училища .
Когда в 1862 году была открыта Петербургская консерватория , Чиарди стал вести там класс флейты. П. И. Чайковский брал у него уроки игры на флейте и иногда как пианист аккомпанировал Чиарди на концертах.
Похоронен на участке св. Михаила Выборгского католического кладбища .
Творческая деятельность
Чиарди с юных лет много концертировал и считался одним из лучших европейских флейтистов. Современники (в частности, Хуго Риман ) отмечали его мягкий, чистый и красивый звук, безупречный вкус и безукоризненную технику. Играл на классической флейте венского стиля. «Чиарди играл на стареньком деревянном инструменте венской фирмы Koch , с треснутой головкой, да таким чистым, красивым звуком, с такой элегантностью и вкусом, что Рудалл воскликнул: „Он должен играть в сопровождении хора ангелов“ ( англ. «he is fit to play before a chorus of angels!» )»
Автор учебника «Школа игры на флейте» (1862), содержащего сведения о нотной грамоте и теории музыки и включавшего новейший для того времени материал из русской и зарубежной музыки. Автор многих пьес (среди них известный «Русский карнавал» для флейты и ф-но) и переложений для флейты.
Сочинения
- «Русский карнавал» — блестящие вариации для флейты и ф-но
- 6 виртуозных соло, на темы Верди
- Дуэт для 2х флейт и фп. на т. оперы «Maria Padilla» Доницетти
- Концертный дуэт для 2х флейт и фп., по мотивам оперы « Лючия ди Ламмермур » Доницетти, op.121
- «Il Pifferaro», op.122 для флейты и фп. (или арфы)
- 3 элегантных фантазии, по мотивам «Африканки» Мейербера , для флейты и фп.
- «Венецианский карнавал». Скерцо для флейты и струнного оркестра, op. 22
- «L’eco dell’Arno», op.34, для флейты и фп.
- «Pensieri fantastici», op. 43 для флейты соло
- Фантазия «La capricciosa», op.144 для флейты и фп.
- 3 соло для флейты и фп.
- «La folle», op.64 для флейты (или пикколо) и фп.
- Полька-мазурка для флейты (или пикколо) и фп.
- 5 романсов для голоса и фп.
- «Chagrin et joie». Салонная пьеса для флейты и фп. (1873)
Источники
- ↑ — 1808.
- Deutsche Nationalbibliothek Record #122097580 // (нем.) — 2012—2016.
- от 30 августа 2012 на Wayback Machine // Сайт города Прато, 2 января 2009.
- Воспоминания флейтиста-любителя Walter Scott Broadwood о посещении Чиарди известной флейтовой мастерской Rudall & Rose во время его поездки в Англию
Ссылки
- 2021-06-05
- 1