Interested Article - Театр музыкальной драмы

Здание Петербургской консерватории, где размещался Театр музыкальной драмы

Театр музыкальной драмы — оперный театр в Санкт-Петербурге начала XX века.

История

Открыт 11 (24) декабря 1912 года в помещении Большого зала консерватории . Основатель и художественный руководитель — И. М. Лапицкий выступал за реформы в оперном деле, стремился к реалистическому воплощению музыкальных произведений. Он убедил в финансовом успехе своего предприятия одного из владельцев завода «Треугольник» — Людвига Нейшеллера, который выдал ссуду на 25 лет на реконструкцию здания консерватории специально под размещение в ней создаваемого театра музыкальной драмы .

С первых месяцев работы театр привлёк внимание новизной постановок и яркой драматической игрой молодых оперных артистов. Здесь начинали выступление многие артисты, впоследствии с успехом выступавшие на других сценах, в том числе: Л. А. Андреева-Дельмас , М. И. Бриан , П. М. Журавленко , , Н. Н. Куклин, С. Ю. Левик , М. И. Литвиненко-Вольгемут , В. М. Луканин , А. И. Мозжухин и др.; в 1914—1915 годы на сцене театра выступали Л. Я. Липковская и Л. В. Собинов .

Являясь горячим поклонником К. С. Станиславского , И. М. Лапицкий решил создать музыкальный театр, близкий по направлению к Московскому Художественному театру.

…до 10-х годов XX века режиссуры в оперных театрах не существовало. Режиссёрские функции исполняли отставные певцы, хористы и лица без определённых занятий. Они выстраивали хор полукругом поближе к палочке капельмейстера, который, расположившись в оркестровой яме спиной к музыкантам, подавал певцам не только знак вступать, но и букеты из зала

Исаханов Г. Д. Призрак оперного режиссёра // Театр. — 2007. — № 30. — С. 134—152.

Для ознакомления труппы с ритмом в пластике тела был приглашён на три месяца один из первых помощников Жака Далькроза Адольф Аппиа . Артист, режиссёр и педагог Александринского театра А. П. Петровский объяснял артистам нового театра принципы гримировки и сценического поведения. «Правой рукой» И. М. Лапицкого стала с первых же дней (1883—1953), которая ставила массовые сцены во многих операх (впоследствии Масловская стала самостоятельным постановщиком).

Первой премьерой театра стала опера П. И. Чайковского « Евгений Онегин » (1912). Рецензент «Биржевых ведомостей» после премьеры писал:

Молодое предприятие, несомненно, одержало победу, несмотря на отдельные недостатки. В нём — много идейности, порывов в сторону новых завоеваний. Впечатления публики восторженные… Впервые в истории мирового оперного театра солисты и хор оторвали взгляд от палочки дирижёра, стали петь спиной к залу, вбегать и сбегать по лестницам… были использованы проекционные фонари, с помощью которых создавались облака, дождь и тому подобное.

Исаханов Г. Д. Призрак оперного режиссёра // Театр. — 2007. — № 30. — С. 134—152.

С. Ю. Левик вспоминал, что «вопреки запретам аплодировать в середине действия, после хора крестьян раздавались громкие требования бисировать этот хор» .

К. А. Фишер , театральная постановка Кармен в Театре музыкальной драмы, 1913 г.

За первые два сезона были поставлены семь опер: в первый сезон — «Евгений Онегин», « Нюрнбергские мейстерзингеры » и « Садко »; на второй сезон готовились — « Борис Годунов », « Кармен », « Мазепа », « Парсифаль » и, позднее, « Богема ».

В театре успешно шли также спектакли « Сорочинская ярмарка » (1917, в редакции Ц. А. Кюи ) и « Каменный гость » (1915). Впервые в России театр осуществил оперу Дебюсси « Пеллеас и Мелизанда » (1915).

В репертуаре театра были также оперы: « Пиковая дама », « Черевички », « Иоланта » П. И. Чайковского ; « Хованщина », « Женитьба » М. П. Мусоргского ; « Снегурочка » Н. А. Римского-Корсакова ; «Пир во время чумы» (по Пушкину), «Мадемуазель Фифи» (по Мопассану и Метенье) Ц. А. Кюи ; «Принцесса Мален» М. О. Штейнберга , «Свадьба» (по Чехову) В. Г. Эренберга , « Севильский цирюльник », « Фауст », « Аида », Риголетто , « Паяцы », « Чио-Чио-сан »; « Сказки Гофмана » Оффенбаха и др.

Лучшие спектакли театра отличались художественно цельным ансамблем, реалистическими массовыми сценами, в них достигалось подлинное слияние музыки и драматургии. Вместе с тем были и серьёзные художественные просчёты: в произвольном обращении с некоторыми оперными партитурами и др. Особенно острой критике подвергалась постановка оперы «Риголетто» (шла под названием «Король забавляется», 1914). Лапицкого упрекали в излишнем натурализме, неуместном в жанре оперы; в отсутствии учёта особенностей драматургии различных национальных оперных школ и направлений; в подборе репертуара .

И. М. Лапицкому приходилось идти иногда на небольшие компромиссы — театр стал допускать на свою площадку и «случайных» лиц, и «случайные» постановки: сначала в небольшой партии Прилепы («Пиковая дама»), затем в очень большой (Мими, «Богема») появилась дочь одного банкира, в партии Амнерис («Аида») — сестра другого. Пришлось поставить слабую оперу одного из пайщиков театра, банкира А. А. Давидова : «Сестра Беатриса», постановка которой, тем не менее, привела в театр прекрасного художника, академика Н. К. Рериха .

Основным дирижёром театра был совсем ещё неизвестный в то время молодой музыкант М. А. Бихтер . «Он не только проходил партии с каждым солистом, но и работал с каждым артистом хора отдельно… Сплошь и рядом он усаживал хор к себе спиной, дабы отучить его от оглядки на дирижерскую палочку» . Другой дирижёр первых двух сезонов — Георг Шнеефогг . Также дирижировали в театре А. Э. Маргулян и А. В. Павлов-Арбенин (1871—1941), а с 1915 года — Г. Г. Фительберг .

Перед закрытием театра в его планах на 1918/1919 год были оперы: « Золотой петушок », « Демон » (в предполагавшейся редакции и новой оркестровке А. К. Глазунова) и « Отелло ».

Театр музыкальной драмы за шесть сезонов существования (до 1919 года) оставил заметный след в истории русского оперного театра.

Примечания

  1. Левик С. Ю. (недоступная ссылка) . — М.: Искусство, 1962. — 711 с.
  2. В первом премьерном спектакле театра « Евгений Онегин » она исполнила партию Татьяны.
  3. В. Г. Каратыгина не устраивало то, что театр не уделяет должного внимания французским импрессионистам; В. П. Коломийцов, считая Вагнера монополистом жанра «музыкальная драма», ратовал за увеличение вагнеровских постановок. Другие критики писали о том, что «Парсифаль» и «Кармен» на одной площадке звучать не могут, что «нет оправдания серьезному театру, который ставит такое слабое произведение, как „Мазепа“».
  4. Вообще, в театре работали художники: Г. С. Толмачев, М. Н. Плачек, К. А. Вещилов, И. А. Гранди, А. В. Щекотихина-Потоцкая, А. Н. Шильдер, П. Н. Шильдкнехт, Б. И. Анисфельд, В. И. Денисов, М. В. Добужинский , И. Я. Билибин , С. Ф. Чупруненко и др. Костюмы шились по рисункам Петра Клавдиевича Степанова, впоследствии главного художника по костюмам миланского театра « Ла Скала ».

Литература

  • Годлевская М. М. Театр Музыкальной Драмы // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша . — М. : Советская энциклопедия, Советский композитор, 1981. — Т. 5.
  • Хапланова Е. Г. Страницы истории Театра музыкальной драмы в коллекции И. М. Лапицкого // Театральное наследие и современность. — СПб. : Нестор-История,2011. — С. 173—184
  • Баканова Л. Н. // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. — 2012.
  • Биккулова Д. Р. — Москва, 2019.
Источник —

Same as Театр музыкальной драмы